Obrabotka Metallov 2023 Vol. 25 No. 4

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Том 25 № 4 2023 174 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Рис. 9. Зависимость средней степени анизотропии зерна (по количеству) от величины остаточной деформации исследуемых образцов Fig. 9. Dependence of the average degree of grain anisotropy (by number) on the value of residual strain of the specimens being studied малых отклонений, наблюдаемых между исследуемыми параметрами: max i i i i Y Y X N X Y − = Δ , (2) где Xi – значение величины скорости коррозии; Yi – значение величины внутренних остаточных напряжений; ΔXi – приращение величины скорости коррозии; Ymax – максимальная величина внутренних остаточных напряжений. Коэффициент влияния внутренних напряжений определялся из центральной области экспериментальной зависимости по формуле (2). В итоге мы получили, что коэффициент влияния величины внутренних напряжений на скорость коррозии равен 0,72. Выводы 1. При анализе результатов установлено, что начальное состояние материала оказывает прямое влияние на протекание коррозионного процесса в агрессивной среде. Иллюстрация данного эффекта проведена на примере деформации конструкционной стали Ст3 и изменения скорости ее коррозии в 5%-м растворе соляной кислоты. 2. Обнаружено, что при повышении степени пластической деформации вдоль направления проката происходит увеличение величины внутренних напряжений. Величина внутренних напряжений подчиняется линейной корреляционной зависимости от величины остаточной деформации материала с коэффициентом детерминации R2 ≈ 0,98. 3. При повышении степени пластической деформации происходит неоднозначное изменение величины анизотропии зерна, что связано с внутренними эффектами протекающих в структуре материала процессов при пластической деформации, такими как скольжение кристаллической решетки в направлениях {110} <111> и возникновение обратных остаточных внутренних напряжений из-за наличия в структуре стали включений. 4. Величина внутренних остаточных напряжений и скорости коррозии материала имеют прямую линейную связь, которая описывается регрессионным уравнением линейного типа с R2 ≈ 0,92. При этом коэффициент влияния величины внутренних напряжений на скорость коррозии равен 0,72, что доказывает наличие взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами. Список литературы 1. Влияние напряженного-деформированного состояния металла трубопровода на скорость развития «ручейковой» коррозии / И.В. Жуйков, Д.В. Гареев,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1