Veselova Yu.V. et al. 2017 no.2(75)
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 2 (75) 2017 29 ОБОРУДОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ лов, имитирующих более дорогие. Такие изде- лия не требуют больших затрат в производстве, однако качество их оставляет желать лучшего. Поэтому актуальна разработка и создание каче- ственной продукции подобного рода, соответ- ствующей требованиям дизайна – социальным, утилитарно-функциональным, эргономическим и эстетическим. Кроме того, при разработке та- кой продукции важной составляющей являются экономические требования, учитывающие мате- риальные затраты на производство изделия [1]. Вещи и среда, создаваемые дизайном, служат не только целям удобства и какой-либо пользы, но и эстетическому воздействию, связанному с образом жизни общества, его культурой, типом мышления и деятельности. Основная проблема прежде всего состоит в выборе темы проекти- рования, так как необходимо найти такой вид ювелирной продукции, который в наименьшей степени был бы представлен в современном ас- сортименте ювелирного дизайна. Кроме того, выбранное для проектирования изделие должно быть технологично в изготовлении, сочетать в себе оптимальные конструктивные, функцио- нальные и эстетические качества. Дизайн-проектирование основано на теории проектной культуры, методологии дизайна и про- ектной деятельности, которая исследовалась теоре- тиками Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (Г.П. Щедро- вицким, О.И. Генисаретским, В.Л. Глазычевым, А.А. Дороговым, Л.Б. Переверзевым, В.Ф. Рунге, В.И. Пузановым, В.Ф. Сидоренко и др.). Любые вещи, в том числе и ювелирные изде- лия, являются, прежде всего, элементом матери- альной культуры, они обладают совокупностью многих свойств, отражают эстетические идеалы, представления о красоте и пользе их создателя и потребителя. В вещах материализуются черты эпохи, уклад жизни, исторически формирую- щиеся вкусы. В процессе восприятия необходи- мо понять функции вещи в живой культуре, ее смысловые оболочки: собственные функции, а также социальные, например вещь, как показа- тель статуса потребителя [3]. Проектируя кон- кретную вещь (декоративную шкатулку), авторы ориентировались на научные труды А.Е. Торнен- ко, К.М. Кантора, С.М. Темерина, Е.Н. Лазарева, Ю.Я. Герчука, В.И. Тасалова, Х.Т. Тхагопсоева, в которых рассматривались проблемы истории, теории и практики материальной культуры, при- кладного искусства, дизайна. В связи с тем что процесс проектирования ювелирного изделия связан с разработкой по- исковых эскизов, в своей работе авторы опира- лись на данные научных трудов В.П. Зинчен- ко, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Е.В. Шорохова, Ю.М. Агиева, Н.С. Ищук, О.Е. Колоколовой, Е.Д. Кузнецова, В.Е. Несте- ренко, Л.А. Панова, А.И. Сухарева, связанные с проблемами творческого процесса изображения. Эскизный поиск – это процесс творческий. Здесь актуальным является совмещение ана- литической мыслительной деятельности и об- разного мышления, чему способствуют методы дизайна, основы которых разрабатывались в исследовательских работах Г.С. Альтшуллера, Ю.А. Дмитриева, С.А. Новоселова, В.П. Пархо- менко, Т.В. Гудковой и др. При выборе материалов и технологии изго- товления изделия в основу работы легли фун- даментальные и прикладные исследования в области художественной обработки металла (В.Ф. Григорьев, И.В. Козлов, М.В. Соколов, A.C. Хворостов), а также труды мастеров-юве- лиров: Э. Бреполя, Е. Говорухина, В.И. Марчен- кова, Овчинникова, В.П. Новикова, B.C. Павло- ва, К. Фаберже, A.B. Флерова, семьи Чигриных, семьи Г. и Н. Шароновых и др. Таким образом, целью настоящей работы яв- ляется проектирование ювелирного изделия для интерьера. Поиск формы изделия, композиции, оптимального цветового решения, конструкции, материала и способа изготовления – основная задача данной работы. Проектирование изделия Разработка изделия происходит в строгой по- следовательности дизайн-проектирования. В не- сколько упрощенном определении дизайн можно рассматривать как особенную сферу деятельно- сти по проектированию предметно-простран- ственной среды в целом, а также отдельных ее компонентов с целью придания результатам про- ектирования эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком [1]. Побудительный момент любой деятельно- сти – наличие потребностей. Поэтому первым этапом в создании какого-либо объекта является
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1