Ilinykh Andrey S. et al. 2017 no. 3(76)

OBRABOTKAMETALLOV № 3 (76) 2017 31 TECHNOLOGY Рис. 3. Распределение шероховатости сварного шва после шлифования при разной остаточной послесва- рочной температуре Fig. 3. The distribution of the roughness of the weld after grinding at different residual post-weld temperature Это объясняется тем, что при температуре 850  С в зоне резания сконцентрировано много теплоты, в результате чего металл поверхност- ного слоя значительно размягчается, повышает- ся шероховатость [15]. При температуре шлифо- вания 600  С тепловое воздействие уменьшается и деформация поверхности происходит в мень- шей степени. При проведении электронно-микроскопиче- ских исследований, представленных на рис. 4, на поверхности образцов, шлифованных при оста- точной послесварочной температуре 850  С, за- фиксировано наличие грубых бороздок. Извест- но, что грубые поперечные риски, возникающие при шлифовании, могут приводить к образова- Рис. 4. Вид поверхностей образцов после шлифования: а – при остаточной послесварочной температуре шва 850  С; б – при остаточной после- сварочной температуре шва 600  С Fig. 4. The surface of the samples after grinding: а – at a residual post-weld temperature of 850 °C; б – at a residual post-weld temperature of 600 °C а б нию продольных трещин контактной усталости, которые, развиваясь, иногда способны вызывать опасность полного разрушения рельсов [16]. На поверхности образцов, которые шлифовали при остаточной послесварочной температуре 600  С, бороздки такого рода отсутствуют. Выводы В результате проведенных исследований установлено, что остаточная послесварочная температура сварного соединения оказывает влияние на твердость и шероховатость в процес- се шлифования. Характер распределения твер- дости образцов, шлифованных при остаточной температуре 850 и 600  С, одинаков и состав- ляет 34…36 HRC. При шлифовании сварных соединений рельсов с остаточной послесвароч- ной температурой 700 и 800  С происходит сни- жение твердости на 6…10 HRC по сравнению с шлифованием швов с остаточной температурой 850 и 600  С. Экспериментально установлено, что шлифование, осуществляемое при варьиро- вании остаточной послеварочной температуры сварного соединения от 600 до 850  С, приводит к увеличению шероховатости поверхности от 0,6 до 2,6 мкм. Полученные при исследовании данные позво- ляют определить оптимальное значение остаточ- ной послесварочной температуры, при которой необходимо проводить шлифование алюмино- термитных сварных соединений рельсов. Опти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1