Berns V.A. et al. 2018 Vol. 20 No. 2

OBRABOTKAMETALLOV Vol. 20 No. 2 2018 9 TECHNOLOGY а б Рис. 4 . Портреты колебаний системы с сухим трением Fig. 4. Coulomb friction system vibration portraits усталостных трещин в конструкциях, которая заключается в следующем: – на конструкцию устанавливаются датчики ускорений. Места установки датчиков могут вы- бираться произвольно, но целесообразно разме- щать их со сгущениями в наиболее нагруженных зонах; – в конструкции с помощью независимых ис- точников вибраций создают вибрационные коле- бания; – вибрационный отклик панели фиксирует- ся датчиками ускорений в виде портретов коле- баний; – производится численная оценка искажений круговой формы портретов колебаний; – искажения портретов тем сильнее, чем больше трещина и ближе к ней расположены акселерометры. Это позволяет как локализовать дефекты, так и зафиксировать их развитие. Следует отметить, что если контролируе- мая конструкция изначально имеет нелинейные динамические характеристики или ее диагно- стирование начинается спустя некоторое время с начала эксплуатации, то повышенные значе- ния ξ укажут на расположение нелинейных эле- ментов в конструкции. Среди этих элементов могут быть и локальные дефекты, появившиеся в результате начавшегося процесса разрушения. Целью дальнейшего диагностирования будет контроль скорости развития дефектов. Результаты и их обсуждение Предлагаемый способ вибрационной диагно- стики трещин был опробован на подкрепленной панели фюзеляжа самолета. Внешний вид, нуме- рация стрингеров, габаритные размеры панели в миллиметрах и схема установки акселерометров показаны на рис. 5. На рисунке цифрами обозна- а б Рис. 5 . Внешний вид панели ( а ) и схема установки акселерометров ( б ) Fig. 5. The panel assembled representation ( а ) and the accelerometers installa- tion diagram ( б )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1