Titov Yu.V. et. al. 2019 Vol. 21 No. 1

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Том 21 № 1 2019 20 ТЕХНОЛОГИЯ                        1/3 0 3 3 m A U l c T v ; (3)                           1/3 0 2 3 3 m A U l l c T v , (4) где определяемый экспериментально коэффици- ент  описывает свойства заготовки и установки, в частности, зависит от формы слоя, подвергше- гося влиянию при обработке, размеров области, в которой протекает ток, подвижности электро- нов заготовки, времени, в течение которого пре- кращается ток, величины тепловых потерь. Формулы (3) и (4) в рамках описанной моде- ли выражают теоретическую зависимость мак- симальной глубины получаемых в результате ЭИО диффузионной зоны и зоны термического влияния от величины подаваемого на электроды напряжения, скорости анода (или времени про- текания тока). В результате сопоставления результатов экспериментов с результатами расчетов по вы- веденным зависимостям (формулы (3) и (4)) установлено, что расхождение между ними не превышало относительной погрешности ±5 %. Измерения максимальной глубины диффузион- ной зоны и максимальной глубины зоны терми- ческого влияния производились на микроскопе JCM-5700 для микроструктурного анализа ме- таллов и сплавов. Выводы Описанный в работе метод ЭИО поверхно- сти эффективнее применяемых в настоящее вре- мя в подавляющем большинстве локомотивных ремонтных депо механических методов ремонта ТЭД, так как включает в себя повышение изно- состойкости поверхности коллекторных пластин ЭМПТ, а следовательно, позволяет получить тре- буемые эксплуатационные свойства поверхност- ного слоя и повысить надежность работы КЩУ, о чем свидетельствуют полученные результаты атомно-эмиссионного спектрального анализа медного образца, подвергшегося ЭИО. За счет применения ЭИО в поверхностный слой коллекторных пластин можно внедрить графит, что улучшит коммутационные свойства, а следовательно, повысит ресурс работы ТЭД и увеличит эксплуатационную надежность локо- мотивов в целом. В статье проведен анализ существующего технологического процесса ремонта, обосновано внедрение дополнительной операции электро- искрового легирования в ТП ремонта коллекто- ра ТЭД с дальнейшим применением отделочных операций при необходимости. Сокращение в ТП отделочных операций и применение операции ЭИО позволит уменьшить затрачиваемое время ремонта ТЭД и снизить шероховатость контакт- ной поверхности коллектора ЭМПТ до величи- ны менее R a 1,6 мкм. Представленная в работе оценочная теоре- тическая модель позволяет: 1) произвести пред- варительный расчет глубины и толщины слоев, образующих композиционную структуру по- верхности, подвергшейся ЭИО, при известном подаваемом на электроды напряжении; 2) на основе полученных результатов, провести экс- периментальную ЭИО поверхности коллектора ТЭД с регулированием толщины и глубины сло- ев посредством описанной методики; 3) экспе- риментально определить значения параметров модели (коэффициентов  и  ) для исследуемых образцов. Список литературы 1. Распоряжение президента ОАО «РЖД» от 17.01.2005 № 3р «О системе технического обслужи- вания и ремонта локомотивов». – М.: ОАО «РЖД», 2005. – 8 с. 2. Распоряжение президента ОАО «РЖД» от 13.01.2006 № 181 «Дополнительные меры по повы- шению уровня обеспечения безопасности движения в локомотивном хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД». – М.: ОАО «РЖД», 2006. – 7 с. 3. Поручение первого вице-президента ОАО «РЖД» от 26.08.2010 № П-ВМ-120 «Об оптимиза- ции структуры и повышении эффективности локо- мотиворемонтного комплекса». – М.: ОАО «РЖД», 2010. – 6 с. 4. Авилов В.Д., Петров П.Г., Моисеенок Е.М. К вопросу о повышении коммутационной устой- чивости коллекторных электрических машин по- стоянного тока [Электронный ресурс] // Извеcтия Транссиба. – 2010. – № 2 (2). – С. 2–6. – URL: http:// izvestia-transsiba.ru/images/journal_pdf/2010-2(2).pdf (дата обращения: 01.02.2019). 5. Степанов Ю.С., Сотников В.И., Ткаченко А.Н. Экспериментальное исследование процесса комби- нированной обработки точением и алмазным выгла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1