An I-Kan et. al. 2019 Vol. 21 No. 1
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Том 21 № 1 2019 112 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Рис. 3 . Спиралеобразные траектории ча- стицы относительно вращающегося дна ускорителя: 1 – f = 0,1; = 78,75 c –1 ; 2 – f = 0,1; = 52,5 c –1 Fig. 3. Spiral-shaped trajectories of a particle relative to the rotating bottom of the accelerator: 1 – f = 0.1; = 78.75 s –1 ; 2 – f = 0.1; = 52.5 s –1 олиса лишь в начальные моменты движения пер- пендикулярна радиусу ускорителя, т. е. центро- бежной силе. Далее сила Кориолиса, оставаясь перпендикулярной скорости v , будет составлять с направлением центробежной силы уже тупой угол, который по мере движения по спиральной кривой будет становиться все больше и больше. И хотя обе силы (центробежная и кориолисова) с ростом радиуса будут увеличиваться, но увели- чение их равнодействующей замедлится вслед- ствие увеличения тупого угла между ними. Для проверки приведенных выше предполо- жений умножим уравнение (6) на , dx dt а (7) на dy dt и сложим их. Далее с учетом того, что 2 2 2 dx dy v dt dt и 2 2 dx dy dL есть диф- ференциал длины дуги L , то в результате интегри- рования, получим выражение 2 2 2 1 ù gfL v r r . Из полученной формулы следует, что с ро- стом L скорость v все более отстает от значе- ния r , хотя и возрастает с ростом r, что и вы- сказывалось в предположении. С учетом сил трения в выходном канале уско- рителя (рис. 4), обусловленных прижимающими Рис.4. Частица в радиальном канале Fig.4. Particle in the radial channel частицу к стенкам канала силой веса mg и силой Кориолиса 2 m v r = Q , можно записать: 2 2 r r r dv v R S f g v dS . (8) Так как S по сравнению с радиусом дна ускорителя R мало, то можно для упрощения принять, что S = h /2. Тогда, обозначив 2 const 2 h A R fg , из выражения (8) получим зависимость 2 r r r v dv dS A f v . Интегрируя последнее выражение при S = 0 и 0, r v получаем уравнение для определения значения скорости в момент вылета частицы из канала: 2 ln ln 2 . 2 r r A v f h A A f v f (9 ) Решение численного примера показало, что величина скорости, найденная по формуле (9) при R = 0,05 м; w = 314 с –1 ; f = 0,1; h = 0,001 м, равна v r = 3,111 м/с. При этом 3,111 tg ( ) R h и α 10,59 ° . Естественно, что с увеличением коэф- фициента трения радиальная скорость на вылете будет меньше. Меньше будет и сам угол. Аналогичный подсчет для = 52,35 с –1 ; f = 0,1; R = 0,05 м и h = 0,001 м показывает, что радиальная скорость на вылете r v будет 0,515 м/с, а угол между направлением полета ча- стицы вне ускорителя и касательной составляет 10,55 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1