Amirov A.I. et. al. 2019 Vol. 21 No. 3

OBRABOTKAMETALLOV Vol. 21 No. 3 2019 79 MATERIAL SCIENCE Рис. 10 . Рентгенофазовый анализ образца № 5 Fig. 10 . X-ray diffraction analysis of the specimen No. 5 Заключение И зучение влияния возможных комбинаций технологических параметров режима сварки трением с перемешиванием титанового сплава ВТ1-0 на формирование структуры сварного шва и его прочность показало, что структура сварно- го шва является градиентной, состоящей из зоны термомеханического воздействия и зоны пере- мешивания с мелкозернистой структурой. При варьировании усилия инструмента, скорости вращения инструмента и скорости сварки было установлено, что на дефектность сварного шва в большей степени влияет скорость сварки. При- менение защитной атмосферы аргона при сварке трением с перемешиванием изменяет структуру металла в зоне перегрева за счет охлаждения и устраняет крупные поры, образующиеся без за- щитной атмосферы аргона при низкой скорости сварки. Кроме того, данные показывают, что ис- пользование инструмента из диборида циркония с добавками карбида кремния в процессе сварки трением с перемешиванием невозможно из-за его быстрого адгезионного разрушения. Уста- новлено, что инструмент из карбида вольфрама пригоден для сварки титана. Полученные результаты показали перспек- тивность проведения дальнейших исследований в этом направлении поиска технологических ре- жимов воздействия защитной атмосферы аргона при сварке трением с перемешиванием титана, позволяющих препятствовать возникновению дефектов строения сварного шва. Список литературы 1. Friction stir welding and processing / R.S. Mishra, Z.Y. Ma // Materials Science and Engineering R: Reports. – 2005. – Vol. 50, iss. 1–2. – P. 1–78. – DOI: 10.1016/j.mser.2005.07.001. 2. Nandan R., Debroy T., Bhadeshia H. Recent advances in friction-stir welding – Process, weldment structure and // Progress in Materials Science. – 2008. – Vol. 53, iss. 6. – P. 980–1023. – DOI: 10.1016/j. pmatsci.2008.05.001. 3. Tool wear evaluations in friction stir processing of commercial titanium Ti–6Al–4V / A. Farias, G.F. Batalha, E.F. Prados, R.Magnabosco, S. Delijaicov // Wear. – 2013. – Vol. 302, iss. 1–2. – P. 1327–1333. – DOI: 10.1016/j.wear.2012.10.025. 4. Liu H.J., Zhou L., Liu Q.W. Microstructural evolution mechanism of hydrogenated Ti–6Al–4V in the friction stir welding and post-weld dehydrogenation process // Scripta Materialia. – 2009. – Vol. 61, iss. 11. – P. 1008–1011. – DOI: 10.1116/j.scriptamat.2009.08.012. 5. Zhou L., Liu H.J. Effect of 0.5 wt.% hydrogen addition on microstructural evolution of Ti–6Al– 4V alloy in the friction stir welding and post-weld dehydrogenation process // Materials Characterization. – 2011. – Vol. 62, iss. 11. – P. 1036–1041. – DOI: 10.1116/j. matchar.2011.07.016. 6. Achievingsuperiorlow-temperaturesuperplasticity for lamellar microstructure in nugget of a friction stir welded Ti-6Al-4V joint / L.H. Wu, P. Xue, B.L. Xiao, Z.Y. Ma // Scripta Materialia. – 2016. – Vol. 122. – P. 26– 30. – DOI: 10.1116/j.scriptamat.2016.05.020. 7. Surface modification of Ti–6Al–4V alloy via friction-stir processing: microstructure evolution and dry slidingwear performance / B. Li,Y. Shen,W. Hu, L. Luo // Surface and Coatings Technology. – 2014. – Vol. 239. – P. 160–170. – DOI: 10.1016/j.surfcoat.2013.11.035. 8. Microstructure evolution during friction stir welding of mill-annealed Ti-6Al-4V / A.L. Pilchak, W. Tang, H. Sahiner, A.P. Reynolds, J.C. Williams // Metallurgical and Materials Transactions A. – 2010. – Vol. 42, iss. 3. – P. 745–762. – DOI: 10.1007/s11661- 010-0439-4. 9. A preliminary study of deformation behavior of friction stir welded Ti-6Al-4V / J. Wang, J. Su, R.S. Mishra, R. Xu, J.A. Baumann // Journal of Materials Engineering and Performance. – 2014. – Vol. 23, iss. 8. – P. 3027–3033. – DOI: 10.1007/s11665-014-1075-8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1