Investigation of complex surfaces of propellers of vehicles by a mechatronic profilograph

OBRABOTKAMETALLOV Vol. 23 No. 4 2021 75 EQUIPMENT. INSTRUMENTS а б Рис . 5. Определение величин отклонений : а –  ; б –  Fig. 5. Determination of deviation values: а –  ; б –  лении  возрастает от 0 до 0,3  , а угол отклонения вдоль радиуса  возрастает от 0 до 5,4  . Таким образом , в процессе исследования сложных поверхностей винтовых движите - лей транспортных средств путем обратного инжиниринга с применением разработанного мехатронного профилографа установлены его конструктивно - технологические параметры , проведен экспресс - анализ поверхностей вин - тов , имеющих поворотную симметрию и уста - новлены различия форм поверхностей лопастей винта по величинам отклонений в продольном и поперечном направлении для разных радиусов . Выводы 1. Предложены новый метод исследования сложных поверхностей винтовых движителей транспортных средств и конструкция мехатрон - ного профилографа на основе обзора методов обратного проектирования . 2. Для разработанного мехатронного профи - лографа на основании теоретических и экспери - ментальных исследований выявлены основные конструктивно - технологические параметры и установлена гиперболическая зависимость угло - вой скорости перемещения лазерного датчика от радиуса сканирования . Например , для посто - янного шага траектории по спирали Архимеда величиной 2 мм значение угловой скорости дат - чика должно плавно уменьшаться от максималь - ного значения в 2 рад / с до минимального значе - ния 0,574 рад / с , т . е . в 3,484 раза . 3. Проведен экспресс - анализ поверхностей вин - товых движителей транспортных средств , имеющих поворотную симметрию и установлены различия форм поверхностей лопастей винта по величинам отклонений в продольном и поперечном направлении для разных радиусов . На основании эксперимен - тальных данных получена двухфакторной степенная модель , описывающая отклонения с коэффициен - том детерминации 0,967, по анализу которой видно , что в среднем угол отклонения в перпендикулярном радиусу направлении  возрастает от 0 до 0,3  , а угол отклонения вдоль радиуса  возрастает от 0 до 5,4  . Список литературы 1. Feature-based reverse modeling strategies / Y. Ke, S. Fan, W. Zhu, A. Li, F. Liu, X. Shi // Computer- Aided Design. – 2006. – Vol. 38, iss. 5. – P. 485–506. – DOI: 10.1016/j.cad.2005.12.002. 2. Jeyapoovan T., Murugan M. Surface roughness classi fi cation using image processing // Measurement. – 2013. – Vol. 46 (7). – P. 2065–2072. – DOI: 10.1016/j. measurement.2013.03.014.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1