ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Том 26 № 3 2024 258 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ состава А обладает повышенной износостойкостью по сравнению с покрытием состава Б, что также согласуется с данными, полученн ыми по значениям микротвердости и микромеханических свойств (см. табл. 2–5) [23]. Покрытие А характеризуется минимальной потер ей массы (примерно в 1,5 раза меньше, чем у покрытия Б) и максимальным коэффициентом трения f ~ 0,3. На начальном этапе трения при нагрузке 30 Н протекает период приработки, характеризующийся наибольшими скоростями износа (потерей массы) и коэффициентами трения f ~ 0,6 для обоих покрытий. В дальнейшем при нагрузке 75 Н повышается температура фрикционного нагрева поверхности трения, что приводит к размягчению слоя окалины и снижению коэффициента трения до ~ 0,4 для обоих покрытий, что и обеспечивает ускоренный переход к установившемуся изнашиванию. При нагрузке 100…130 Н установившееся изнашивание на пути трения характеризуется практически одинаковым изменением потери массы (рис. 6), а также близкими уровнями коэффициента трения: f ~ 0,3…0,4 для покрытия А и f ~ 0,4 для покрытия Б (рис. 7). Стоит отметить, что температура фрикционного нагрева поверхностей трения в случае покрытия Б ниже. Особенно это заметно при трении с нагрузками 30 и 75 Н. Исследование поверхностей изнашивания покрытий А и Б показало, что после испытаний на трение скольжения при нагрузках 30 и 75 Н развиваются процессы схватывания, характеризующиеся отрывом частиц внешнего покрытия (рис 8, а, б и рис. 9, а, б). При повы- а б в г Рис. 8. Поверхности покрытия А после испытаний на трение скольжения: а – нагрузка 30 Н; б – нагрузка 75 Н; в – нагрузка 100 Н; г – нагрузка 130 Н Fig. 8. Coating A surfaces after sliding friction tests а – load 30 N; б – load 75 N; в – load 100 N; г – load 130 N
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1