OBRABOTKAMETALLOV Vol. 26 No. 3 2024 259 MATERIAL SCIENCE а б в г Рис. 9. Поверхности покрытия Б после испытаний на трение скольжения: а – нагрузка 30 Н; б – нагрузка 75 Н; в – нагрузка 100 Н; г – нагрузка 130 Н Fig. 9. Coating B surfaces after sliding friction tests а – load 30 N; б – load 75 N; в – load 100 N; г – load 130 N шении нагрузки (100 и 130 Н), когда оксидный слой практически полностью изнашивается, металлический слой покрытий составов А и Б обеспечивает переход к износу по механизму пластического оттеснения (рис. 8, в, г и рис. 9, в, г), что соответствует снижению величины износа. Исследование химического состава поверхностей изнашивания показало, что при всех выбранных нагрузках испытаний в условиях трения скольжения внутренние слои обоих составов сохранились при максимальной нагрузке 130 Н (табл. 6 и 7). Это подтверждает назначение указанных слоев препятствоват ь разрушению инструмента, что позволяет своевременно восстановить изношенные внешние слои. Результаты исследований шероховатости поверхности покрытий А и Б показали , что после испытаний на трение скольжения происходит сглаживание исходной шероховатости поверхности и уменьшение велич ины среднеарифметического отклонения профиля Ra. Минимальные значения среднеарифметического отклонения профиля Ra наблюдаются после нагрузки 30 Н (Ra = 0,434 мкм для покрытия А и Ra = 0,99 мкм для покрытия Б), когда происходит износ поверхностного оксидного слоя, который играет роль смазки. По мере возрастания нагрузки при трении скольжения от 75 Н до 130 Н происходит повышение средней величины Ra (см. рис. 10, в–д и рис 11, в–д). Анализ микропрофиля поверхности, сня того в процессе 3D-профилометрии, показал, что после трения с нагрузкой 30 и 75 Н наблюдаются обособленные углубления, связанные с процессами
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1