Obrabotka Metallov 2015 No. 3

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 3 (68) 2015 26 технология входят в состав оболочки головной секции гео- хода. Поэтому от точности и сроков их изготов- ления будут зависеть геометрическая точность оболочки при сборке и сроки сборки оболочки [15]. Как видно, детали отличаются наличием (отсутствием) отверстий различной конфигу- рации, разделочных кромок под дальнейшую сварку. В некоторых деталях присутствуют от- верстия, требующие механической обработки (сверление, нарезание резьбы). Габаритные раз- меры деталей и их форма позволяют произво- дить раскрой из одного листа. Листы металла по толщине могли варьиро- ваться в пределах 8...50 мм. Основным призна- ком при объединении заготовок в группы явля- ется общность обрабатываемых поверхностей или их сочетаний, точность, достигаемая в про- цессе обработки, габаритные размеры (в частно- сти, толщина листа) или возможность обработки заготовок разной конфигурации на одном обору- довании и при одной наладке станка. В качестве комплексной была разработана деталь, изображенная на рис. 2. В данную де- таль включены все элементы, которые могут присутствовать на деталях, входящих в груп- пу. В частности, на детали имеются отверстия (на детали-представителе они овальной фор- мы), которые должны вырезаться на операции термической резки, фаски (разделочные кром- ки), а также сквозные резьбовые отверстия, получаемые путем механической обработки на станке. Рис. 2. Комплексная деталь Результаты и обсуждение В ходе выполнения работы решалась задача репрезентации маршрута обработки представи- теля ряда деталей, отнесенных к определенному типу, или комплексной детали, сформированной для определенной группы в виде, максимально благоприятствующем синтезу технологического процесса из элементарных типовых решений. В современных САПР ТП задача проектиро- вания технологических процессов обычно реша- ется с использованием двух подходов [16]: – работа с универсальными технологически- ми справочниками (УТС): технологический про- цесс формируется из отдельных фрагментов – типовых решений, сохраненных в базе УТС. Фрагментом может служить как целый техноло- гический процесс или его часть, так и отдельно взятая операция или переход; – работа с приложениями «Дерево техноло- гий»: проектирование сводится к копированию операций из аналоговых технологических про- цессов и последующему редактированию. В нашем случае основа системного класси- фикатора структурно соответствовала схеме, характерной для работы с УТС. Основу для гра- фической части составило описание набора ти- повых решений и условий их применимости. Технологический маршрут, изображенный в виде древовидной структуры (рис. 3), представ- ляет собой маршрут обработки комплексной де- тали. При составлении маршрута обработки де- талей, входящих в группу, выбор ветви дерева, по которой осуществляется движение, с вклю- чением в составляемый маршрут или удалением избыточных технологических операций произ- водится в зависимости от наличия или отсут- ствия фасок и отверстий на деталях, а также в за- висимости от наличия механической обработки. Направлениям движения по отдельным вет- вям присвоены коды. На первой операции (тер- мическая резка) все детали вырезаются из листо- вого материала и им присваивается код 1. Затем детали анализируются на наличие сквозных от- верстий. Детали с отверстиями кодируются но- мером 1.1, а детали без отверстий кодируются номером 1.2. Для деталей с отверстиями вводят- ся операции разметки и вырезки отверстий. Да- лее каждая группа деталей рассматривается на наличие или отсутствие фасок (наличие раздел- ки кромок под дальнейшую сварку при сборке). Деталям без фасок присваивается дополни- тельный индекс 1, т. е. 1.1.1 или 1.2.1, а деталям, у которых фаски имеются, присваивается ин- декс 2, т. е. 1.1.2 или 1.2.2. К деталям, у которых предусмотрена разделка кромок (1.1.2 и 1.2.2), применяются операции разметки фасок и их об- работка на операции термической резки. Затем все детали независимо от наличия отверстий и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1