Obrabotka Metallov. 2016 no. 1(70)

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 1 (70) 2016 6 ТЕХНОЛОГИЯ УДК 621.77.07:539.389:539.43 ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА В95 В УСЛОВИЯХ ПОЛЗУЧЕСТИ* А.Ю. ЛАРИЧКИН 1, 2 , канд. физ.-мат. наук, науч. сотр., ассистент К.В. ЗАХАРЧЕНКО 1, 3 , аспирант, м.н.с., ассистент Б.В. ГОРЕВ 1 , доктор техн. наук, вед. науч. сотр. В.И. КАПУСТИН 3 , канд. тех. наук, доцент ( 1 Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, г. Новосибирск, 2 НГУ, г. Новосибирск, 3 НГТУ, г. Новосибирск ) Поступила 9 ноября 2015 Рецензирование 11 января 2016 Принята к печати 11 февраля 2016 Ларичкин А.Ю. – 630090, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, 15, Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, e-mail: larichking@gmail.com Выполнено моделирование технологического процесса формообразования панели заданной геометрии из сплава В95очТ2, включающего в себя пластическое деформирование в диапазоне скоростей от 10 –5 до 10 –2 с –1 при нормальной (20 °C) температуре, температуре искусственного старения (165 °C) и при температуре от- жига (420 °C) с последующей термообработкой по режиму Т2 в соответствии с производственной инструкци- ей ПИ 1.2.699–2007. Экспериментально установлено влияние параметров процесса (температуры и скорости деформирования) на усталостную долговечность. Показано, что для сплава В95очТ2 сопротивление уста- лостному разрушению не уменьшается после предварительного деформирования при температуре отжига. Ключевые слова: технология формообразования, скорость деформирования, температура, ползучесть, долговечность. DOI: 10.17212/1994-6309-2016-1-6-15 _______________ * Работа выполнена при частичной поддержке грантов РФФИ: № 13-01-0048, 14-08-31352, 15-01-07631, 16-08-00483. Введение К прочностным и весовым характеристикам элементов конструкций современных летатель- ных аппаратов предъявляют высокие требова- ния, которые достигаются внедрением новых алюминиевых сплавов и технологий их обработ- ки при создании готового изделия [1, 2, 3]. Од- ним из широко используемых деформируемых, высокопрочных алюминиевых сплавов является В95 [4, 5], из которого изготавливают несущие элементы фюзеляжа, центроплана и крыльев ряда самолетов, в том числе и для континенталь- ного лайнера Сухой SuperJet SSJ 100. В связи с усовершенствованием форм лета- тельных аппаратов стали востребованными ме- тоды формовки поверхностей сложной геоме- трии из прямоугольных монолитных плит при повышенных температурах. По сравнению с изготовлением элементов сборных конструкций

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1