Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3
Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 301 УДК 621.793 К ЗАДАЧЕ СОЗДАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С ИОННО-ПЛАЗМЕННЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ * А.Ю. ШУБИН 1 , аспирант В.С. ДМИТРИЕВ 1 , доктор тех. наук, профессор В.Х. ДАММЕР 1 , канд. техн. наук А.И. ПОТЕКАЕВ 2 , доктор физ.-мат. наук, профессор В.М. САВОСТИКОВ 2 , канд. техн. наук А.Н. ТАБАЧЕНКО 2 , канд. физ.-мат. наук ( 1 НИ ТПУ, г. Томск, 2 НИ ТГУ, г. Томск) Шубин А.Ю. – 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, e-mail: ayshubin@gmail.com Для снижения виброшумов и повышения надежности работы электродвигателей проводятся исследования по замене подшипников качения на подшипники скольжения с ионно-плазменным антифрикционным покрытием. В качестве материала покрытия выбрана композиция Ti-C-Mo-S, содержащая износостойкие карбиды и антифрикционные сульфиды металлов. Для нанесения покрытия исследованы комбинированные магнетронно-плазменные методы с предварительным модифицированием поверхностного слоя подложки – азотированием или многокомпонентным легированием. Установлено, что предварительное магнетронно-плазменное легирование подложки совокупностью атомов Ti-C-Mo-S обеспечивает больший ресурс работы покрытия и более низкий коэффициент трения (0,06÷0,07) по сравнению с ионно-плазменным азотированием подложки. Для проведения натурных испытаний подшипников скольжения с антифрикционными покрытиями разработан и изготовлен специализированный стенд. Ключевые слова: подшипник скольжения, покрытие, ионно-плазменные методы, азотирование, легирование, твердость, прочность сцепления, фрикционные испытания, коэффициент трения. Введение Для электродвигателей, к которым предъявляются специальные требования по виброшумовым характеристикам, необходимо особое внимание уделять опорным подшип- никовым узлам роторов. Подшипники качения, в силу своих конструктивных особенностей, не обеспечивают низкий уровень виброшумовых характеристик [1]. Авторы работы полага- ют, что в данном случае целесообразно заменить подшипники качения подшипниками скольжения. Традиционные подходы в конструировании подшипников скольжения, работа- ющих на жидких смазках, предусматривают применение относительно сложной системы принудительной подачи смазки в зону трения. Задача – обеспечить достаточный ресурс ра- боты подшипника упрощенной конструкции, т.е. без системы принудительной подачи жид- * Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания № 2014/223 (код проекта 727).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1