Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 304 На рисунке 2 отражены результаты сравнительной оценки прочности сцепления по- крытия Ti-C-Mo-S с подложкой из стали 40Х по характеру и площади разрушения покрытия вокруг отпечатков Виккерса. Рис. 2. Вид отпечатков по Викерсу при нагрузке на индентор 2,0 Н для покрытий, нанесенных по варианту №1 (а) и варианту №2 (б). Анализируя вид отпечатков, можно сделать вывод, что покрытие, осажденное на азо- тированный подслой в варианте №1, характеризуется меньшей прочностью сцепления с под- ложкой по сравнению с вариантом №2, о чем свидетельствует большая площадь отслоения покрытия вокруг отпечатка (см. рис. 2а и рис.2б). Данные, полученные из анализа отпечатков Роквелла, полностью согласуются с данными, полученными из анализа отпечатков Виккерса. Результаты фрикционных испытаний при всех использованных нагрузках на индентор подтвердили данные исследования прочности сцепления покрытия Ti-C-Mo-S с подложкой для двух технологических вариантов предварительного модифицирования ее поверхностного слоя. Во всех случаях покрытие, сформированное по варианту №1 с предварительным азоти- рованием, гораздо быстрее изнашивалось и теряло свои антифрикционные свойства по срав- нению с покрытием, сформированным по варианту №2 с предварительным магнетронно- плазменным легированием поверхностного слоя. На рисунке 3 приведены характерные зави- симости изменения коэффициента трения со временем для вариантов №1 и №2 при нагрузке на индентор 1,0 Н. Рис. 3. Зависимость коэффициента трения от времени испытаний для покрытий, сформированных по варианту №1 и №2. Нагрузка на индентор P=1,0 Н. а б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1