Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 305 Покрытие №1 уже на второй минуте показало увеличение коэффициента трения до значения 0,23, и далее его значение продолжало расти до возникновения на 10 минуте эф- фектов схватывания контртел и вибрации фрикционной системы. Покрытие, сформирован- ное по варианту №2, обеспечило значение коэффициента трения ниже 0,2 (значение 0,2 – по- казатель антифрикционности покрытия) на всем использованном временном интервале ис- пытаний. Его коэффициент трения достигает 0,06-0,07 на 20 минуте и сохраняется вплоть до прекращения испытаний на 60 минуте. С целью изучения работоспособности покрытия в условиях, максимально прибли- женных к реальным, в дальнейшем будут проведены испытания на макетных образцах под- шипников скольжения с нанесенным по оптимизированным режимам антифрикционным по- крытием Ti-C-Mo-S. Для проведения испытаний сконструирован и изготовлен стенд, позво- ляющий оценить работоспособность двигателя по показаниям значения потребляемого тока, а также путем отслеживания его виброшумовых характеристик. Выводы 1. Для проведения дальнейших работ по созданию подшипников скольжения с твер- дым антифрикционным покрытием выбран комбинированный магнетронно-плазменный спо- соб осаждения композиции Ti-C-Mo-S c предварительным легированием основы изделия (рабочих элементов подшипника) сочетанием элементов, идентичных тем, что входят в со- став покрытия. 2. Для создания подшипников специального назначения (например, эксплуатируемых в условиях химически активной среды или применяемых в аэрокосмической отрасли) в дальнейшем будут проведены физико-трибологические исследования покрытия на коррози- онностойкой стали 20Х13 и титановом сплаве ВТ6. Список литературы 1. Гаркунов Д.Н . Триботехника. – М.: Машиностроение, 1989. – 328 с. 2. Coefficient of friction and wear of sputtered a-C thin coatings containing Mo / P. Novak, J. Musil, R. Cerstvy, A. Jager // Surface and Coating Technology. – 2010. – Vol. 205. – P. 1486– 1490. 3. Relationship between mechanical properties and coefficient of friction of sputtered a- C/Cu composite thin films / J. Musil, M. Louda, Z. Soukup, M. Kubasek // Diamond and Related Materials. – 2008. – Vol. 18. – P. 1905–1911. 4. Steinmann M., Muller A., Meerkamm H . A new type of tribological coating for machine elements based on carbon, molybdenum disulphide and titanium diboride // Tribology International. – 2004. – Vol. 37. – P. 879–885. 5. Investigation of mechanical properties of TiN + MoSx coating on plasma-nitrided substrate / M. Rahman, J. Haider, D.P. Dowling, P. Duggan, M.S.J. Hashmi // Surface and Coatings Technology. – 2005. – Vol. 200. – P. 1451–1457. 6. Берлин Е.В., Сейдман Л.А . Ионно-плазменные процессы в тонкопленочной технологии. – М.: Техносфера, 2010. – 528 с. 7. Влияние ионнопучковой обработки на структуру и трибомеханические свойства покрытий TiN / В.П. Сергеев, М.В. Федорищева, О.В. Сергеев, А.В. Воронов, И.К. Зверев // Физика и химия обработки материалов. – 2008. – № 2. – С.10–13. 8. Савостиков В.М., Потекаев А.И., Табаченко А.Н . Физико-технологические основы создания градиентно-слоистых поверхностей многокомпонентного состава совмещением методов ионно-диффузионного насыщения, магнетронного и вакуумно-дугового осаждения // Известия вузов. Физика. – 2011. – Т. 54, № 7. – С. 26–34.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1