Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 375 Результаты и обсуждение Толщина полученных покрытий составляет 350…400 мкм. Пористость напыляемого покрытия определяли микроскопическим методом на микрошлифах в поперечном сечении покрытия после травления в нитале. Установлено, что при увеличении силы тока до 170 А и повышении вследствие этого энергии потока пористость снижается до 5…6 % . Улучшается строение зоны сцепления покрытия с основой – строение частиц становится более однородным (рис. 5). По-видимому, большего эффекта в улучшении строения покрытия можно добиться, отсекая внешние участки запылённого потока экранами. а б Рис. 5. Микроструктура покрытия, полученного при радиально-кольцевой инжекции порошка, ток дуги - 170 А: а – травление 5% HNO 3 ; б – термоокислительное травление Наиболее убедительный эффект от совершенствования конструкции плазмотрона выявлен при измерении твёрдости получаемых покрытий по методу Роквелла. При тех же средних значениях микротвердости отдельных частиц, что и в покрытиях, напылённых в турбулентном плазменном потоке, твёрдость покрытия, напылённого с использованием распределённого кольцевого ввода порошка, в целом увеличилась до HRC 55-60. Это является следствием снижения пористости, улучшению сцепления покрытия с основой и частиц между собой (рис. 6, 7). Рис. 6. Изменение пористости порошкового покрытия по глубине

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1