Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 415 Износостойкость в условиях сухого трения скольжения определяли на машине трения типа Амслера при нагрузке 500 Н и 300 об/мин в течение 30 минут. Показатель относительной износостойкости К и карбидных покрытий рассчитывали по формуле: , где – потеря массы эталона; - потеря массы исследуемого образца. В качестве эталона применяли образец стали У8А после закалки и низкого отпуска (HRC 58-60). Потерю массы образцов определяли на весах ВЛТЭ-500. Для оптимизации состава насыщающей смеси применяли метод симплекс- планирования. Критерием выступала максимальная износостойкость карбидных слоев. Результаты и обсуждение В результате проведенных на поверхности стальных образцов сформированы диффузионные слои толщиной около 20 мкм с различной микротвердостью. Микрофотографии косых шлифов представлены на рис.1. а) б) в) г) д) Рис. 1. Микроструктуры диффузионных слоев, полученных в смесях: а) 100% FeCr; б) 100% FeV; в) 75% FeCr + 25% FeV; г) 50% FeCr + 50% FeV; д) 25% FeCr + 75% FeV

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1