Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 42 УДК 622.002.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ХАРАКТЕРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОБОЛОЧКИ МОДУЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА ГЕОХОДА А.В. ВАЛЬТЕР 1 , канд. техн. наук, доцент В.В. АКСЕНОВ 1,2 , доктор техн. наук, профессор Р.В. ЧЕРНУХИН 1 , канд. техн. наук, доцент ( 1 ЮТИ ТПУ, г. Юрга, 2 ИУ СО РАН, г. Кемерово) Чернухин Р.В. – 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26, Юргинский технологический институт (филиал) «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», e-mail: rv_81@mail.ru В статье приведены результаты исследования фактической точности оболочки внешнего корпуса модуля сопряжения опытного образца геохода. Приведены краткая характеристика исследуемого изделия и актуальность обеспечения геометрической точности оболочек корпусов геохода. Работа содержит краткое описание методики проведения экспериментальных исследований, обработки и анализа данных. Исследование выполнено на основе координатного контроля внешнего корпуса геохода в ходе его опытного производства. В статье даны величины геометрических погрешностей оболочки. Приведена краткая качественная характеристика отклонений формы оболочки. Показано, что основными факторами, определяющими погрешности, являются неточности изготовления обечаек секторов, погрешность их взаимного расположения при сборке и деформации, вызываемые процессами сварки. Ключевые слова: крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка, геометрическая точность, допуск, геоход, оболочка, КИМ, модуль сопряжения Введение Модуль сопряжения является наиболее точным крупногабаритным узлом геохода, характеризующимся высокой удельной трудоемкостью [1]. В конструктивном отношении модуль сопряжения состоит из пары сопряженных тел вращения – корпуса и внешнего корпуса [2]. Каждый из корпусов состоит из четырех секторов, являющихся пространственными сварными конструкциями, состоящими из обечаек, фланцев, элементов жесткости и элементов взаимодействия с трансмиссией (рис. 1). В процессе работы внешний корпус модуля сопряжения приводится во вращение относительно корпуса посредством трансмиссии и взаимодействует своей оболочкой с геосредой [3]. При эксплуатации геохода оболочка модуля сопряжения проходит значительный путь относительно окружающего массива пород [4], что обуславливает ее значительный износ. Одним из факторов интенсивности износа является картина распределения контактных нагрузок на поверхности оболочки. Величина, характер и постоянство контактных нагрузок непосредственно зависит от формы оболочки [5]. Распределение контактных нагрузок влияет на силы, воздействующие на трансмиссию, и обуславливает потери энергии, связанные с сопротивлением движению [6]. При исследовании данных вопросов необходимо рассматривать действительную форму оболочки, обусловленную погрешностями,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1