Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3
Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 43 возникающими на этапе её изготовления [7–10]. Учитывая все более жесткие требования к качеству современных машин [11] и к эффективности их разработки и постановки на производство [12], следует поставить задачу установления фактической точности оболочек корпусов геохода и обуславливающих ее факторов. Рис. 1. Общий вид внешнего корпуса модуля сопряжения геохода Методика исследований Исследования проводились аналогично методике, описанной в работе [13]. Данные для исследования были получены посредством координатного контроля [14] внешнего корпуса модуля сопряжения опытного образца геохода ФЮРА.612322.401 [15]. Контроль осуществлялся мобильной координатно-измерительной машиной «FARO Arm Edge 9» [16]. Определялись координаты точек на поверхности корпуса. На основе полученных наборов данных создавались и исследовались регрессионные модели цилиндрических поверхностей [17; 18]. Модели поверхностей определялись на основании уравнения регрессии следующего вида: ; ( ); ( ) ; ( ) ( ); 2 2 2 2 2 i y i x y 0 i 2 2 x y 0 i x i x 0 i y 0 i A B C r 0 A a z 1 a a y y B 1 a a x x a z C a y y a x x где x i , y i , z i – координаты аппроксимируемых точек; a x , a y , x 0 , y 0 , r – неизвестные коэффициенты регрессии, имеющие следующий геометрический смысл: a x , a y – координаты направляющего вектора оси аппроксимирующего цилиндра; x 0 , y 0 – координаты точки, через которую проходит ось аппроксимирующего цилиндра; r – радиус аппроксимирующего цилиндра; ε i – остаток регрессионной модели. Коэффициенты регрессии определялись методом Гаусса. Координаты точек контроля переводились в цилиндрические системы координат ρθZ, связанные с осями аппроксимирующих цилиндров. Далее выполнялся корреляционный и регрессионный анализ ряда остатков для выявления систематических составляющих погрешностей оболочки, аналогично последовательности в [19].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1