Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 447 Материалы и методы исследования Технология сварки взрывом выполнялась в Институте гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН. Многослойный композит формировался следующим образом. В качестве основных материалов были выбраны пластины высокопрочного титана марки ВТ23 и стали 65Г. Толщина пластин титана и стали составляла 3 мм и 1,5 мм соответственно. Для увеличения вязкости при одновременном сохранении показателей прочности, между пластинами основных материалов устанавливали тонколистовые пластины титана ВТ1-0 и стали 08ПС (рисунок 1). Сварка взрывом всех пластин осуществлялась за один этап. Рис. 1. Схема сварки взрывом Исследования микротвердости проводились в соответствии с ГОСТ 9450-76 на поперечных шлифах в направлении от титана к стали. Индентором являлась алмазная пирамида, нагрузка на которую при проведении испытания составляла 50 г. Микротвердость оценивали на нетравленых и слабо травленых шлифах, подготовленных по стандартной методике. В соответствии с ГОСТ 9454-78 в работе были проведены испытания слоистых материалов на ударный изгиб. Для испытаний использовали маятниковый копер Metrocom с максимальным значением энергии удара 300 Дж. Образцы имели форму параллелепипеда размером 45х2х5,25 мм с концентратором V -образного типа. Глубина концентратора составляла 2 мм. По результатам всех испытаний образцов проводилась статистическая обработка экспериментальных данных. Результаты и их обсуждение Результаты оптической микроскопии показали, что в сформированном многослойном композите типа «Вт23 – 65Г» отсутствуют дефекты в виде трещин (рисунок 2). Отдельные поры, образовавшиеся в сварных швах вихревого строения между ВТ23 и ВТ1-0, свидетельствуют о происходящем в процессе соударения пластин нагреве локальных участков материалов до температуры плавления и их последующей кристаллизации. В центральной пластине титана ВТ23 зафиксированы полосы скольжения [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1