Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 455 среднем более 6 % во всем температурном интервале испытаний (до 450°С). Кроме того, наиболее значительно отжиг при 800 и 900°С уменьшает величину среднего ТКЛР в области низких температур 50-100 и 50-200°С. Так, после отжига при 800°С это уменьшение составляет 8 и 12 %, а после отжига при 900°С – 7 и 12 % соответственно по сравнению с термически необработанными образцами. Выводы 1. Использование термоциклической ковки для изготовления листа из стали 10 (толщина 3 мм) повышает величину ее коэрцитивной силы не более чем на 8 % по сравнению с промышленным режимом и не оказывает существенного влияния на термическое расширение. 2. Последующий высокий отжиг (900°С) в течение 10 ч листовой стали 10, изготовленной с использованием термоциклической ковки, позволяет снизить ее коэрцитивную силу почти в 3 раза по сравнению с термически необработанной сталью, а также уменьшить ТКЛР в среднем более чем на 6 % в интервале до 450°С и средний коэффициент в низкотемпературной области (до 200°С) на 7-10 %. Список литературы 1. Федюкин В.К., Смагоринский М.Е . Термоциклическая обработка металлов и деталей машин. – Л.: Машиностроение, 1989. – 255 с. 2. Prudnikov A.N., Popova M.V., Prudnikov V.A . Influence of thermal-cyclic deformation and hardening heat treatment on the structure and properties of steel 10 // Applied Mechaniecs and Materials. – 2015. – Vol. 788. – P. 187–193. 2. Taskin M., Orhan M., Ozan S . Diffusion bonding of fine greined high carbon steels in the super-plasticity temperature range // Indian Journal of Engineering & Materials Sciences. – 2006. – Vol. 12. – P. 362–367. 3. Прудников А.Н . Комплексное воздействие отжигов и термоциклической ковки на структуру и свойства заэвтектических силуминов // Деформация и разрушение материалов. – 2014. – № 2. – С. 14–20. 4. Чуракова А.А., Гундеров Д.А . Механические свойства сплава TiNi, полученного интенсивной пластической деформацией и последующей термоциклической обработкой // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 3 (25). – С. 288–291. 5. Малинен П.А., Казачков О.В . Термоциклическая обработка деталей гусеничных тракторов // Ресурсы и технология. – 1996. – № 1. – С. 51–55. 6. Горбачев С.В., Щипачев А.М., Литфуллин Р.Я . Исследование разнозернистости при деформационно-термической обработке сварных соединений из стали 20 // Нефтегазовое дело. – 2014. – № 1. – С. 302–316. 7. Furuya Y., Park Y.C . Thermal cyclic deformation and degradation of shape memory effect in Ti-Ni alloy // Nondestructive Testing and Evaluation. – 1992. – Vol. 8 (1). – P. 541–554. 8. Прудников А.Н., Попова М.В., Прудников В.А . Оценка воздействия термоциклической деформации и последующей термической обработки на электрофизические свойства низкоуглеродистой стали // Актуальные проблемы в машиностроении. – 2015. – № 2. – С. 396–400. 9. Беллавин А.Д., Подзоров Б.Н., Смагоринский М.Е . // Высокотемпературная термоциклическая обработка порошкового силумина // Цветные металлы. – 1984. – № 7. – С. 74–76.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1