Actual Problems in Machine Building 2016 No. 3

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 54 УДК 621.791:624 ВЛИЯНИЕ НИКЕЛЯ И УГЛЕРОДФТОРСОДЕРЖАЩЕЙ ДОБАВКИ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА НАПЛАВЛЯЕМОЙ СТАЛИ 25Х5ФМС * Н.А. КОЗЫРЕВ, доктор техн. наук, профессор Н.В. КИБКО, канд. техн. наук, ст. преподаватель А.А. УМАНСКИЙ, канд. техн. наук, доцент Д.А. ТИТОВ, аспирант (СибГИУ, г. Новокузнецк) Козырев Н.А. – 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42, Сибирский государственный индустриальный университет, e-mail: Kozyrev _ na@mail.ru Определено влияние использования углеродфторсодержащей добавки и никеля на параметры микроструктуры, объемную долю аустенита остаточного, твердость и абразивный износ наплавленного слоя, микротвердость мартенсита порошковой проволоки 25Х5ФМС. Введение углеродфторсодержащей добавки способствует снижению уровня оксидных неметаллических включений, устраняет ферритную составляющую, не изменяя при этом уровень дисперсности и микротвердость мартенсита, повышает твердость и уменьшает абразивный износ наплавленного слоя. Введение в состав проволоки никеля, измельчает зерно аустенита, способствует образованию мелкодисперсных карбидов, снижает скорость истирания наплавленного слоя, а также повышает микротвердость мартенсита и твердость наплавленного слоя, что должно привести к повышению термической стойкости прокатных валков. Ключевые слова: cварка, флюс, металл, шлак, порошковые проволоки, наплавка, микротвердость, твердость, скорость истирания. Введение Повышение работоспособности прокатных валков электродуговой наплавкой является важнейшим резервом увеличения производства проката и экономии металла за счет продления срока службы валков. В отечественной металлургии накоплен значительный опыт по восстановлению наплавкой прокатных валков сортовых, трубных, заготовочных и листовых станов. Рабочие валки станов горячей прокатки работают в условиях циклического термомеханического воздействия и основными причинами выхода валков из строя является образование на их поверхности трещин разгара и износ [1 – 3]. Для наплавки валков горячей прокатки традиционно применяются наплавочные материалы Нп-30ХГСА, Нп-35В9Х3СФ, Нп-25Х5ФМС, Нп-30Х4В2М2ФС [4, 5]. В настоящее время их ресурс практически исчерпан и активно ведутся разработки новых составов порошковых проволок. * Работа выполнена в СибГИУ в рамках проектной части Государственного задания Минобрнауки РФ № 11.1531.2014/к. При испытании, исследовании, измерении было использовано оборудование Центра коллективного пользования «Материаловедение» СибГИУ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1