Obrabotka Metallov. 2016 no. 2(71)

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 2 (71) 2016 22 ОБОРУДОВАНИЕ. инструменты эльбора – изготовляют на металлической, кера- мической и органической связках. Исследования установили [4–9], что при шлифовании покры- тий алмазными кругами на металлической связ- ке происходит интенсивное «засаливание» их рабочей поверхности. Это связано с наличием химического сродства материала детали с ма- териалом связки, являющейся причиной интен- сивного образования «налипов» из продуктов шлифования, а также высокой прочностью ме- таллической связки. Поэтому эти круги быстро теряют режущую способность и их использова- ние затруднено. Лучшие результаты при шлифовании покры- тий показали круги из СТМ на органической связке [4, 6, 9]. Обладая демпфирующей способ- ностью, эта связка позволяет алмазным и эль- боровым зернам лучше использовать их режу- щие свойства. Алмазные круги на органической связке хорошо самозатачиваются, на режущей поверхности инструмента заметные «налипы» отсутствуют, и процесс шлифования протекает стабильно. Промежуточное положение по величине из- носа и достигаемому периоду стойкости зани- мают шлифовальные круги (ШК) из СТМ на керамической связке [7–9]. При работе этими кругами тоже имеет место незначительное об- разование «налипов», но они удаляются вместе с достаточно мягкой связкой. Постепенно этот процесс приводит к обновлению режущей по- верхности ШК и можно считать, что круг рабо- тает в режиме самозатачивания. Из сказанного следует, что круги из СТМ на органической и керамической связках в целом хорошо зарекомендовали себя на практике при шлифовании покрытий, однако они значительно дороже абразивных, поэтому и не нашли широ- кого применения в промышленности [6, 7]. При изготовлении абразивных инструментов из традиционных шлифовальных материалов – электрокорунда и карбида кремния – наиболее распространенными являются керамическая, ба- келитовая и вулканитовая связки [10]. Довольно редко используются силикатовые, магнезиаль- ные и другие связки. При выборе связки для шлифования ком- пактных (однородных) материалов основное внимание обращают на вид и характер опера- ций абразивной обработки и на условия рабо- ты инструмента. Вулканитовые связки обычно используются при изготовлении кругов для от- резки, шлифования пазов и фасонных поверхно- стей, отделочного шлифования и полирования [11]. Для размерной черновой и чистовой абра- зивной обработки деталей используются пре- имущественно круги на керамической и бакели- товой связке. Однако в технической литературе отсутству- ют рекомендации и систематизированные дан- ные о влиянии вида связки на основные показа- тели процесса чернового шлифования покрытий кругами из электрокорунда и карбида кремния. В статье представлены результаты эксперимен- тальных исследований, выполненных в целях сравнительной оценки работоспособности ШК на керамической и бакелитовой связке при чер- новом шлифовании покрытий. Методика экспериментального исследования Для определения влияния вида связки на ос- новные показатели процесса шлифования по- крытий проведено комплексное исследование работоспособности опытных кругов. Исследо- вания проводились на экспериментальной уста- новке на базе круглошлифовального полуавто- мата мод. 3М152МВФ2 с ЧПУ по схеме круглого наружного продольного шлифования с выхажи- ванием по методике [12]. Шлифовали образ- цы – втулки из стали 45 диаметром 60±0,1 мм и высотой 70 мм с плазменно-напыленными по- крытиями на никелевой (покрытие ПВ) и желез- ной (покрытие ПЖ) основе [12]. Покрытия обрабатывали серийными кругами из электрокорунда нормального (14А) на кера- мической (V) и бакелитовой (В) связках с ха- рактеристикой 14АF46N6 формы 1 600×25×305 ГОСТ Р52781–2007. Для сравнения испы- тывались круги из карбида кремния черного 54СF46N6 также на связках V и В тех же гео- метрических размеров. Выбор типоразмера и характеристики кругов для проведения экспери- ментов был обусловлен их широким применени- ем в промышленности [13]. Параметры режима резания, подобранные на основании рекомендаций [5], поддержива- лись неизменными: скорость резания 35 м/с, скорость вращения детали 18,84 м/мин, скорость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1