Obrabotka Metallov. 2016 no. 2(71)

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 2 (71) 2016 28 ОБОРУДОВАНИЕ. инструменты УДК 629.923.1: 510.62 ОЦЕНКА РЕЖУЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ НИТРИДБОРОВЫХ ВЫСОКОПОРИСТЫХ КРУГОВ ПРИ МАЯТНИКОВОМ ШЛИФОВАНИИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ СПЛАВА ВТ20 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ Я.И. СОЛЕР, канд. техн. наук, доцент ДИНЬ ШИ МАЙ, аспирант ВАН ЛЕ НГУЕН, аспирант ( ИрНИТУ, г. Иркутск ) Поступила 2 апреля 2016 Рецензирование 3 мая 2016 Принята к печати 15 мая 2016 Солер Я.И. – 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Иркутский национальный исследовательский технический университет, email: solera@istu.irk.ru Прорыв при шлифовании титановых сплавов обеспечил появление на рынке абразивной продукции вы- сокопористых кругов (ВПК) из кубического нитрида бора (КНБ), снизивших адгезионное и диффузионное явления, протекающие в зоне резания. В исследовании испытаны ВПК из КНБ шести наименований (CBN30; ЛКВ50) В126 100 (L; M; O)V K27 (КФ25; КФ40). Стохастический характер шлифования обусловил выбор непараметрического метода статистики с его мерами положения (медианами) и рассеяния (квартильными широтами (КШ), которые оценивают параметры шлифования: R a , R max , S m (ГОСТ 2789–73). Вследствие высо- кой режущей способности (РС) нитридборовых ВПК на заводах стали использовать для шлифования любые нитридборовые ВПК. Нами установлено, что выбор оптимальной характеристики позволяет снизить высот- ные параметры на 2-3 категориальных величины или 1-2 технологических перехода. Моделирование топо- графии поверхности в искусственных нейронных сетях (ИНС) по трем параметрам шероховатости с учетом стабильности их формирования позволило первое место по РС отдать ВПК ЛКВ50 В126 100 MV K27-КФ40 с лингвистической оценкой «очень хорошая». ИНС представили входные переменные по убыванию чувстви- тельности к принятию решения в следующей последовательности: R a , R max , КШ( R max ), КШ( S m ), КШ( R a 1 i ) и S m . Ключевые слова: шлифование, титановый сплав ВТ20, статистика, искусственная нейронная сеть, чув- ствительность. DOI: 10.17212/1994-6309-2016-2-28-40 Введение Развитие современного машиностроитель- ного производства непрерывно требует повы- шения эксплуатационных свойств деталей и машин. Сказанное обеспечивается физико-ме- ханическими свойствами материалов деталей и технологией их изготовления. В авиационной и космической технике, судостроении, нефтяном и химическом машиностроении для многих от- ветственных деталей используются титановые сплавы благодаря их высокой удельной прочно- сти и коррозионной стойкости. Качество поверх- ности деталей в первую очередь определяется ее шероховатостью, которая на завершающем этапе их изготовления обычно достигается шли- фованием. Однако для титановых деталей оно используется намного реже, чем для стальных. Последнее обусловлено низкой шлифуемостью титана [1–3], что вызвано адгезионным и диффу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1