Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 2

Актуальные проблемы в машиностроении . Том 4. № 2. 2017 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 113 УДК 519.237: 669.018.25 ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ МЕТАЛЛА, НАПЛАВЛЕННОГО ПОРОШКОВОЙ ПРОВОЛОКОЙ СИСТЕМЫ Fe-C-Si-Mn-Cr-Mo-Ni-V-Co А.И. ГУСЕВ, аспирант Н.А. КОЗЫРЕВ, доктор техн. наук, профессор Н.В. КИБКО, канд. техн. наук М.В. ПОПОВА, доктор техн. наук, профессор Р.Е. КРЮКОВ , канд. техн. наук (СибГИУ, г. Новокузнецк) Козырев Н.А. – 650007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42 Сибирский государственный индустриальный университет, e-mail: Kozyrev _ na@mail.ru Изучено влияние изменения химического состава порошковой наплавочной проволоки системы Fe-C-Si-Mn-Cr-Mo-Ni, используемой при наплавке узлов и деталей оборудования и механизмов, на структуру и свойства наплавленного слоя. В лабораторных условиях были изготовлены образцы порошковых проволок с использованием соответствующих порошкообразных материалов и пыли газоочистки алюминиевого производства в качестве углеродфторсодержащего материала. Использовали следующие методы исследования: определение химического состава наплавленного металла, измерение его твердости и скорости истирания, металлографический анализ, заключающийся в определении величины зерна, размера игл мартенсита, загрязненности неметаллическими включениями. Металлографические исследования показали, что уменьшение содержания углерода в наплавленном слое до 0,19-0,2% при одновременном изменении содержания хрома, никеля, молибдена и других присутствующих в его составе элементов, способствует укрупнению игл мартенсита и увеличению размера бывшего зерна аустенита. В результате оценки загрязненности наплавленного слоя неметаллическими включениями установлено присутствие оксидных неметаллических включений, в частности силикатов недеформирующихся и оксидов точечных. Ключевые слова: с варка, флюс, шлак, порошковая проволока, наплавка, микроструктура, твердость, износостойкость. Введение Разработка материалов и использование технологии восстановления, значительно повышающих износостойкость рабочих поверхностей механизмов машин горного оборудования, испытывающих абразивное и ударное изнашивание при эксплуатации, является важной задачей. К наиболее перспективным методам восстановления относиться использование наплавки порошковой проволокой на изнашивающиеся поверхности деталей. В связи с этим в нашей стране и за рубежом ведётся разработка и изготовление специальных наплавочных порошковых проволок [1-14]. Широкое распространение для наплавки абразивно-изнашивающихся изделий получили наплавочные проволоки систем Fe-C-Si-Мn-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1