Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 3

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 3. 2017 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 18 УДК 621.9.048.6 ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ КОМБИНИРОВАННЫМ МЕТОДОМ О.И. АНИЩЕНКО, магистрант (НГТУ, г. Новосибирск) Анищенко О.И - 630073 г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, e-mail :lesjaani@mail.ru С целью повышения качества покрытия, производительности труда и экономии твердой смазки, твердое смазочное покрытие наносилось со связующим веществом на основе фенолформальдегидной смолы. Данное покрытие было нанесено комбинированным способом с применением ультразвуковой упрочняющей обработки, которая позволяет получать на поверхности регулярный микрорельеф, покрытый тонкой пленкой, образованной модификаторами трения. Деформация данного покрытия ультразвуком привела к существенному повышению качества покрытия: увеличивается прочность сцепления покрытия с основой, уменьшается пористость приповерхностного слоя, снижается шероховатость поверхности, происходит ориентация частиц твердой смазки параллельно плоскости скольжения-«приработка» покрытия. Ключевые слова: смазочная композиция, графит, дисульфид молибдена, ультразвуковая обработка, пленка, регулярный микрорельеф. Введение Большое количество исследований, посвященных вопросу обкатки и приработки различных агрегатов автомобилей, свидетельствует о том, что эта технологическая операция играет весьма важную роль в повышении их надежности и улучшении экономических показателей в эксплуатации. В результате приработке поверхностей трения имеет место, как правило, более интенсивное изнашивание трущихся поверхностей и повышенное тепловыделение, сопровождающееся как изменением физико-механических свойств поверхностных слоев материала, так и изменением микрогеометрии поверхностей [1]. С целью снижения износа за время приработки и повышения срока службы машин можно применять присадки [2]. Они являются лучшим средством влияния на физико- химические и механические процессы при фрикционном контакте. Одними из таких присадок являются твердые смазки, к которым относятся дисульфид молибдена и графит. Они могут не принадлежать ни одному из элементов пары трения (в виде порошка), могут входить как наполнитель композиционного материала или использоваться в качестве покрытия одного или двух элементов пары трения [3-10]. Дисульфид молибдена и графит обладает слоистой структурой, в котором есть «прочные» и «плотные» слои, в достаточно большой степени удаленные друг от друга. Такие свойства твердосмазочного покрытия обеспечивают «легкое» скольжение трущихся поверхностей относительно друг друга, существенно снижая коэффициент трения и изнашивания пары трения. Высокая адгезия графита к металлам обусловлена прочными молекулярными связями, образуемыми атомами серы с металлом. Дисульфид молибдена имеет гексагональную слоистую решетку в форме призматического шестигранника. Такое строение кристаллической решетки обеспечивает наличие важных для смазочных материалов высоких адгезионных свойств [11].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1