Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 4

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017 Materials Science in Machine Building ____________________________________________________________________ 104 хрупкого скола. Размер фасеток в области зарождения и распространения трещины для конкретной марки чугуна практически одинаковый. Следует отметить, что в модифицированном чугуне строение поверхности разрушения существенно однороднее и размер фасеток скола примерно в 1,5 раза мельче (рисунок 7). Рис. 7. Излом образцов после испытаний на ударный изгиб (КСU): а) чугуна СЧ35 б) чугуна ЧМН-35М Проведен ряд сравнительных триботехнических исследований для установления зависимости весового износа от длины пути в результате взаимодействия трущихся поверхностей. В качестве испытательного оборудования используется машина трения модели 2168 УМТ. Исследования проводились с использованием специально изготовленных образцов, представляющих собой пару «вал – колодка» [6]. Образцы в виде вала были изготовлены из серийного серого чугуна марки СЧ35 и чугуна марки ЧМН-35М. В качестве контртела выступают колодки, изготовленные из стали 20ГЛ, 30ХГСА и 09Г2С. Результаты определения износостойкости (потери массы) «вала» и «колодки» представлены в таблице 5. Анализ величин износа валов и колодок показывает, что износостойкость валов из чугуна марки ЧМН-35М примерно в 1,5 раза выше, чем валов из чугуна СЧ35. Таблица 5 Масса весового износа № Образец Материал Коэффициент трения Масса весового износа, гр. Суммарный износ пар трения, гр. Опора кузова вагона - Колпак скользуна 1 Колодка 30ХГСА 0,11-0,13 0,12 1,13 Вал СЧ35 1,01 2 Колодка 30ХГСА 0,10-0,12 0,05 0,56 Вал ЧМН-35М 0,51 3 Колодка 20ГЛ 0,12-0,13 0,04 1,02 Вал СЧ35 0,98 4 Колодка 20ГЛ 0,11-0,12 0,12 0,78 Вал ЧМН-35М 0,66 5 Колодка 09Г2С 0,13-0,14 0,45 0,80 Вал 20ГЛ 0,35 6 Колодка 09Г2С 0,11-0,12 0,13 0,69 Вал ЧМН-35М 0,56 а б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1