Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 4

Актуальные проблемы в машиностроении . Том 4. № 4. 2017 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 105 Наличие в химическом составе чугуна ЧМН-35М молибдена (0,6-0,9 %) и никеля (0,5- 0,8 %) приводит к стабилизации перлита и обеспечивает получение мартенсита в структуре чугуна (рисунок 8), что положительно влияет на износостойкость, уменьшая износ [7,8]. Рис. 8. Мартенсит в структуре чугуне ЧМН-35М На основании сравнения результатов испытаний можно утверждать, что чугун ЧМН- 35М полностью соответствует эксплуатационным требованиям, предъявляемы к деталям, работающим в условиях длительного циклического ударно-фрикционного воздействия. Выводы 1. Исследование влияния концентрации легирующих элементов в чугуне ЧМН-35М выявило зависимость влияние концентрации никеля и молибдена на твердость и механические свойства разработанного материала. При уменьшении концентрации никеля менее 0,5% снижается твердость и предел прочности, при увеличении концентрации выше 0,8% твердость и предел прочности существенно не изменяются. При уменьшении концентрации молибдена менее 0,6% приводит к существенному понижению твердости и предела прочности, при концентрации более 0,9 твердость повышается, а предел прочности резко уменьшается за счет образования карбидов молибдена. 2. Исследование влияние легирующих элементов ЧМН-35М на структуру материала выявило зависимость концентрации никеля и молибдена на характер микроструктуры разработанного материала. Так ввод никеля от 0,5% до 0,8% и молибдена от 0,6% до 0,9% способствует образованию мартенситной структуры, Появление мартенсита положительно влияет на прочность и износостойкость. 3. При испытании на статический изгиб уровень прочностных свойств у модифицированного чугуна марки ЧМН-35М выше, чем у серийного чугуна марки СЧ35: разрушающее напряжение выше на 23-35%, предел общей текучести – на 30-33%, а суммарная работа разрушения - в 1,5 раза 4. Проведены сравнительные фрактографические исследования разрушения чугунов СЧ35 и ЧМН-35М. Механизм разрушения обоих чугунов одинаковый как в области зарождения, так и в распространении трещины. Разрушение проходит по хрупкому механизму с явным преобладанием межзеренного разрушения. Строение поверхности разрушения в модифицированном чугуне существенно однороднее и размер фасеток скола примерно в 1,5 раза мельче. Список литературы 1. Габец А.В., Марков А.М.. Габец Д.А. Исследование свойств и разработка эффективной конструкции опоры кузова вагона: монография. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2016. – 83 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1