Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 4

Актуальные проблемы в машиностроении . Том 4. № 4. 2017 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 131 На гистограмме (рисунок 3) можно наблюдать, как при изменении 3-х факторов происходит рост показателя ударной вязкости. Применение не высоких скоростей воздушного потока приводит к изменению температурного интервала феррито-перлитного превращения с формированием нижнего бейнита. В соответствии с коэффициентами уравнения (1) установлено, что на снижение KCV -60 влияет температура термообработки и скорость потока воздуха, в том числе их сочетание. При этом нижние границы температуры нагрева способствуют повышению ударной вязкости. В случае увеличения времени выдержки от 30 до 60 мин и применения скорости потока 5,5 м/сек ударная вязкость может отличается в 1,5 раза из-за роста аустенитных зерен. Рис. 3. Полиномы зависимости ударной вязкости KCV -60 от Т h , V air , t exp На рисунке 4 приведена фотография феррито-сорбито-бейнитной структуры стали 20ГФЛ после термообработки (850 о С, 45 мин, 4 о С/сек с отпуском 600 о С, 30 мин) на которой можно видеть наличие нижнего бейнита: короткие ε-карбиды, стремящиеся к сферической форме, расположены в феррите. Соседние области представляют собой перлит с колониями цементита, разделенными пластинами феррита, то есть сорбитообразный перлит. Межпластинчатые расстояния составляют 0,1 мкм. Рис. 4. Феррито-сорбито-бейнитная структура стали 20ГФЛ после термообработки по предложенной методике

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1