Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 4

Актуальные проблемы в машиностроении . Том 4. № 4. 2017 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 33 Теория Причина возникновения коррозии заключается в термодинамической неустойчивости металлов и в процессе, протекающем на границе раздела металл-газ или металл-жидкость. Реальная скорость коррозии определяется многими факторами: состоянием поверхности металла, особенности его структуры, температурой, составом и скоростью движения коррозионной среды, механическими напряжениями. Большинство металлов окисляется кислородом воздуха с образованием поверхностных оксидных пленок. Однако в силу незначительной толщины этих пленок не обеспечивается надежная защита от коррозии. Возможно создание на поверхности металла искусственной пленки в результате химической обработки [2-3]. В качестве наносимого защитного покрытия в данной работе было предложено использовать эпиламирующий состав 6 СФК – 182 – 05. Защитное действие эпиламирующего покрытия может быть обусловлено сплошностью нанесенного слоя и хорошей адгезии эпилама с обрабатываемой поверхностью, в результате чего обеспечивается механическая изоляция поверхности металла от внешней среды. Основным структурным элементом всех эпиламирующих композиций являются фторсодержащие поверхностно-активные вещества (фтор-ПАВ), которые представляют собой фторполимеры, не имеющие аналогов в природе и синтезируемые искусственным путём. Механизм действия эпиламирующего состава заключается в формировании тонкого слоя перпендикулярно ориентированных к обрабатываемой поверхности молекул фтор-ПАВ за счет хемосорбционных сил. В результате на рабочей поверхности молекулы образуют структуры Ленгмюра в виде нормально направленных спиралей. Именно спирали Ленгмюра позволяют удерживать смазочные среды на поверхности детали, тем самым предотвращая эффект сухого трения. Наносить данные покрытия можно различными способами: распылением в камерах, окунанием, нанесение кистями или тампоном, и т.д. [4 - 8]. Методы коррозионных исследований и испытаний подразделяются на: лабораторные, полевые и натурные. Лабораторный метод заключается в создании искусственных условий протекания коррозии и является ускоренным. Для оценки последствий действия коррозии используются прямые показатели коррозии: доля поверхности, занятая продуктами коррозии; количество коррозионных язв или точек на единице поверхности; время до появления первого очага коррозии; убыль или увеличение массы, отнесенные к единице поверхности [1 - 3]. Методика экспериментального исследования В качестве материала исследования была выбрана конструкционная сталь 45 (HB 170). Образцы цилиндрической формы перед испытаниями шлифовались до Ra 0,8 мкм. На образцы наносилось однослойное покрытие по следующей технологии: 1) очистка образцов в моющей среде со следующими компонентами: тринатрийфосфат – 150 г, каустическая сода – 15 г, дистиллированная вода – 1 л, в течение 10-15 минут; 2) промывка образцов в дистиллированной воде, в течение 10-15 минут; 3) обезжиривание в спирте; 4) окунание в эпиламирующий состав (6 СФК – 182 – 05) на 8-10 минут; 5) сушка на воздухе; 6) выдержка при температуре 120 ˚С в течении 1,5 часов в сушильном шкафу [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1