Actual Problems in Machine Building 2017 Vol. 4 No. 4

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 76 Поиск зон концентрации напряжений (ЗКН), вызванных искажением кристаллической ре- шётки материала, выполнялся методом магнитной памяти металла † (ГОСТ Р ИСО 24497-2- 2009). Методика исследований подробно описана в работе [5], физическая сущность метода – в работах [6-8]. В общих чертах, диагностика методом магнитной памяти металла (ММП- контроль) сводится к поиску участков детали, имеющих скачкообразное изменение напря- жённости собственного магнитного поля и измерению этого скачка. Для количественной оценки уровня концентрации напряжений на поверхности исследуемой детали используют градиент (интенсивность изменения) напряжённости нормальной составляющей магнитного поля [7]: ИН P H К l    (1) где К ИН  градиент напряжённости собственного магнитного поля рассеяния (СМПР) или коэффициент интенсивности изменения поля Нр, характеризующий изменение намагниченности металла в ЗКН; 1 P i i H H H      модуль разности напряжённостей поля Нр между двумя смежными точками контроля;  l  расстояние между двумя смежными точками контроля (шаг сканирования). Определение градиента интенсивности напряжений необходимо при выявлении наиболее напряженного участка детали или при сравнении нескольких участков между со- бой, имеющих ЗКН. Чем выше К ИН , тем выше уровень напряжений, тем больше вероятность того, что разрушение детали произойдёт именно в этом месте [8]. Сканирование разрушенных валов выполнялось по траекториям (образующим), про- ходящим по наружной поверхности вала, в направлении от поверхности излома к противо- положному концу вала (рис. 1). Рис. 1. Схема сканирования верхнего и нижнего участков вала Анализ результатов сканирования [9] показал, что наибольшая степень искажения кристаллической решётки находится на верхних участках валов и непосредственно прилегает к зоне излома. В нижней части вертикальных валов ВРК также были обнаружены ЗКН, расположенные в околошовной зоне (зоне термического влияния) неразрушенного † Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 1100-р в качестве метода исследований, необходимого для применения и исполнения технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1