Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 1-2

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 5. № 1-2. 2018 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 15 УДК 621.793.71.620.192.4 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВАРОЧНО-НАПЛАВОЧНЫХ РАБОТ В СУДОРЕМОНТЕ А.О. ТОКАРЕВ, доктор техн. наук, доцент И.Г. МИРОНЕНКО, доктор техн. наук, доцент Е.С. ФЕДОТОВА, аспирант Л.Д. МАКАГОН, ст. преподаватель (СГУВТ, г. Новосибирск) Токарев А.О. – 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, д. 33 Сибирский государственный университет водного транспорта, e-mail: aot51@ngs.ru Дан анализ причин поломок гребных валов: собранного сваркой, восстановленных наплавкой, подвергнутого воздействию случайной дуги. Установлено, что поломки произошли вследствие инициирования трещин различными дефектами сварки: несплавлением сварного шва с основным металлом, кратерами в начале и конце швов, подрезами, наплывами, порами, а также несоответствием качества механической, термической обработки и др. Фактором, способствующим распространению трещин, явились: наличие закалочных структур в зоне термического влияния сварного шва, неметаллические включения в основном металле, разнозернистость структуры. Предложены меры по предупреждению дефектов сварки. Ключевые слова: усталостное разрушение, микротрещина, сварной шов, микроструктура, зона термического влияния сварки, дефекты сварки, гребной вал. Введение Сварочно-наплавочные работы являются одним из самых распространенных способов изготовления и ремонта деталей на речном флоте и других видах транспорта, а также в строительстве, сельском хозяйстве, горно-металлургической промышленности и других видах монтажных и ремонтно-восстановительных работ. При этом сварочное производство – весьма ответственный технологический процесс, требует высокой квалификации исполнителя и строгой технологической дисциплины. Несоблюдение технологии наплавки и сварки часто приводит к последующему аварийному повреждению сваренных или восстановленных наплавкой деталей. Целью данной работы явилось исследование характерных видов повреждений деталей судовой техники, изготовленных с применением сварочных технологий, а также восстановленных методами наплавки при судоремонте, для определения типичных причин, вызывающих аварии и их предупреждение. Материалы и методики исследований Анализ выполнялся на гребных валах, претерпевших аварийное разрушение при эксплуатации. Для выявления внутренних дефектов типа несплошностей применялась ультразвуковая дефектоскопия. Для поиска зон концентрации напряжений (ЗКН), вызванных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1