Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 1-2

Actual Problems in Machine Building. Vol. 5. N 1-2. 2018 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 18 длиной, участки наплавленных швов имеют многочисленные дефекты сварки: кратеры в начале и конце швов, подрезы, наплывы, поры, непровар. Шов, который непосредственно явился местом начала усталостного разрушения, имел горячую трещину. Наплавленные участки являются следствием воздействия, так называемой по ГОСТ 30242-97, случайной дуги. И именно многочисленные дефекты, недопустимые по Правилам Российского Речного Регистра [3], привнесённые случайной дугой, явились причиной возникновения и развития усталостных трещин. Выводы Причиной всех расследованных аварий явилось отклонение режимов сварки при изготовлении и наплавке валов от оптимального. Особого внимания требует выбор и соблюдение технологических параметров при сварке и наплавке сталей с ограниченной и плохой свариваемостью, являющихся материалом для изготовления гребных валов, баллеров и других ответственных деталей судовой техники. Необходимость подогревать детали для сварки и выполнять последующий отжиг для снятия внутренних термических и структурных повреждений усложняет и удорожает технологию. Особые сложности организации технологии возникают при ремонте крупногабаритных изделий. Высокие требования предъявляются к квалификации сварщика. Альтернативой технологии наплавки является напыление защитных и износостойких покрытий на рабочие поверхности деталей различных машин и механизмов. исключая операцию последующего оплавления. Применение усовершенствованных плазмотронов (генераторов термической плазмы) для напыления порошковых материалов, разработанных в ИТПМ СО РАН совместно со СГУВТ, позволяет формировать покрытия с уникальными свойствами, не требующими операции их оплавления [4-8]. Список литературы 1. Токарев А.О., Мироненко И.Г., Федотова Е.С. Причина и профилактика отказов сварных баллеров винт-рулевых колонок // Актуальные проблемы в машиностроении. – 2017. – Т. 4, № 4. – С. 74–83. 2. Токарев А.О., Иванчик И.С., Иванчик С.Н. Анализ условий обеспечения жизненного цикла деталей судовой техники // Речной транспорт (XXI век). – 2011. – № 3. – С. 78–79. 3. Российский Речной Регистр. Правила. В 5 т. Т. 2. – М., 2015. – 437 с. 4. Плазменное напыление порошковых покрытий при газодинамической фокусировке дисперсной фазы / В.И. Кузьмин, Е.В. Картаев, Д.В. Сергачев, Е.Е. Корниенко, А.О. Токарев, Е.Ю. Лапушкина // Актуальные проблемы в машиностроении. – 2014. – № 1. – С. 482–488. 5. Токарев А.О., Кузьмин В.И., Малыгина Я.К. Повышение качества металлического порошкового покрытия при плазменном напылении с кольцевой инжекцией порошка // Актуальные проблемы в машиностроении. – 2016. – № 3. – С. 370–377. 6. Плазменное напыление покрытия на лопасти гребных винтов речных судов для защиты от кавитационного и гидроабразивного износа / В.И. Кузьмин, А.О. Токарев, С.В. Титов, Е.С. Федотова, С.В. Павлушкин // Речной транспорт (XXI век). – 2017. – № 1. (81). – С. 58–60. 7. Защита от кавитационного и гидроабразивного изнашивания поверхности плазменно-напылёнными покрытиями // А.О. Токарев, В.И. Кузьмин, Е.С. Федотова, Я.К. Малыгина, А.И. Сохранич // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2017. – № 1–2. – С. 118–125.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1