Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 1-2

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 5. № 1-2. 2018 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 65 УДК 621.075: 629.3 АНАЛИЗ ПЛОСКОЙ ВЕКТОРНОЙ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ШКВОРНЕВОГО УЗЛА АВТОМОБИЛЯ УАЗ А.М. ФИРСОВ, канд. техн. наук, доцент А.Г. ОВЧАРЕНКО, доктор техн. наук, профессор В.В. СМИРНОВ, канд. техн. наук, доцент ( БТИ АлтГТУ, г. Бийск ) Фирсов А.М .– 659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27 Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова e-mail: tmk@bti.secna.ru Рассматривается модернизация шкворневого узла автомобиля УАЗ-3163, заключающаяся в том, что вместо полусферических опор в соединении применены подшипники качения. Качественный анализ показывает, что при сборке узла цилиндрические поверхности деталей окажутся расположенными с отклонениями от соосности друг относительно друга. Действительное отклонение от соосности в собранном узле будет соответствовать суммарному эксцентриситету – замыкающему звену векторной размерной цепи. Составляющие звенья-эксцентриситеты этой размерной цепи являются случайными величинами, статистическое распределение которых подчиняется закону Релея. Разработана имитационная математическая модель, позволяющая определить вероятную величину суммарного эксцентриситета, а также вычислить вероятный процент брака при сборке узла. Ключевые слова: автомобиль УАЗ, шкворневой узел, размерный анализ, эксцентриситет, ресурс долговечности. Введение Модель внедорожника УАЗ Патриот (УАЗ-3163) имеет рамную конструкцию и зависимые мосты. Применение зависимого переднего моста с управляемыми колесами, обусловливает наличие в конструкции подвески поворотного кулака и шкворневого узла. Заводской шкворневой узел (рис. 1) за счёт применения полусферических опор 1 позволяет обеспечить самоустановку корпуса поворотного кулака 2 относительно шаровой опоры поворотного кулака (ШОПК) 3 и компенсировать возможную несоосность верхнего и нижнего шкворня 4. Рис. 1. Заводская конструкция поворотного кулака автомобиля УАЗ: 1 – опора полусферическая; 2 – корпус поворотного кулака; 3 – ШОПК; 4 – шкворень

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1