Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 1-2

Actual Problems in Machine Building. Vol. 5. N 1-2. 2018 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 66 Некоторые производители запасных частей, ориентируясь на известные западные и отечественные образцы, предлагают модернизацию шкворневого узла путем замены полусферического подшипника скольжения на радиально-упорный подшипник качения. Преимущества такой замены обосновываются повышением управляемости автомобиля. Однако при сборке узла цилиндрические поверхности деталей окажутся расположенными с отклонениями от соосности друг относительно друга. Большие отклонения от соосности приведут к тому, что нормативные требования к монтажу подшипников качения, обеспечивающие их правильную и долгую работу, перестанут выполняться. В работе [1] проводился предварительный анализ линейной сборочной размерной цепи, соответствующей модернизированному шкворневому узлу. В данной статье предлагается повысить адекватность описанной ранее расчётной модели путём анализа плоской размерной цепи со звеньями-эксцентриситетами. Методика анализа сборочной размерной цепи со звеньями-эксцентриситетами Предлагаемая модернизация шкворневого узла предусматривает установку радиально-упорного конического подшипника качения 7203 или другого с аналогичными размерами. При этом конструкция корпуса поворотного кулака, ШОПК и способ соединения шкворня с корпусом посредством конических поверхностей шкворня и резьбовой втулки остаются неизменными (рис.2). По существу, в шкворне полусферические опорные поверхности заменяются на цилиндрические. В то же время известно, что технические требования ограничивают допустимый угол взаимного перекоса между осями внутреннего и наружного колец при монтаже подшипников качения. В частности, для радиально-упорных конических подшипников основного конструктивного исполнения контакта допустимый угол  max перекоса осей колец составляет две минуты, а эксплуатационный угол перекоса  не должен превышать 0,7  max [2]. Перекос осей колец подшипников возникает из-за погрешностей обработки и сборки деталей, входящих в узел. В данном случае на перекос осей колец подшипников будет влиять эксцентриситет цилиндрической шейки шкворня, которая является опорной поверхностью внутреннего кольца подшипника в верхней опоре относительно такой же шейки в нижней опоре. Это приведет к тому, что корпус поворотного кулака вместе со шкворнями и с установленными на них внутренними кольцами подшипника повернется относительно опор для наружного кольца подшипника на некоторый угол, который и будет углом перекоса  . Рис.2. Модернизированный шкворневый узел с подшипником качения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1