Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 1-2
Actual Problems in Machine Building. Vol. 5. N 1-2. 2018 Technological Equipment, Machining Attachments and Instruments ____________________________________________________________________ 78 УДК 539.3:666.9-16;621.9 МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕННОСТИ ТВЕРДОГО СПЛАВА ПРИ ЗАТАЧИВАНИИ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОБРАБОТКИ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОВ Д.В. ЛОБАНОВ , доктор техн. наук, доцент, Н.В. МУЛЮХИН , ассистент, (ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары) Лобанов Д.В. – 428015 г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 15, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова e-mail: lobanov@front.ru В работе рассмотрены вопросы, касающиеся перспектив применения неметаллических композиционных материалов в конструкциях для различных отраслей промышленности. Отмечена специфика и трудности лезвийной обработки композитов, связанные с их особыми свойствами, которые качественно отличаю от резания традиционных конструкционных материалов. Эти проблемы значительно снижают эффективность лезвийной обработки и качество обрабатываемой поверхности. Приведены, принципиальные схемы описывающие процесс взаимодействия шлифовального круга с режущим элементом при затачивании. Предложены пути решения проблемы за счет прогнозирования разрушения режущего элемента твердосплавного инструмента для обработки неметаллических композитов. Приведено описание методики, основанной на теории хрупкого разрушения материала, позволяющей повысить качество режущей кромки твердосплавного инструмента за счет выбора рациональных инструментальных материалов и условий их затачивания. Сформулированы выводы и перспективы дальнейших исследований. Ключевые слова: шлифование, прогнозирование, поврежденность, твердый сплав, режущий инструмент, качество, неметаллические композиты. Введение Применения неметаллических композиционных материалов, по отношению к металлическим конструкционным: в авиастроении, нефтяной и горнодобывающей отрасли, автомобилестроении, вагоностроении, судостроении эта доля варьируется от 1,5% до 20% [1]. Такое широкое применение в различных отраслях промышленности композиты получили из-за уникального сочетания их физико-механических свойств: малый удельный вес, диэлектрические и теплоизоляционные свойства, высокая коррозийная стойкость, прочность, упругость и т.д. В производстве готовые детали из неметаллических композитов зачастую получают на заготовительной стадии, пытаясь уйти от их механической обработки. Но, получаемое качество необработанных поверхностей заготовки и погрешности их формы взаимного расположения, не дают возможности обеспечения точности сопрягаемых деталей сборки, а также снижает ресурс работы подвижных компонентов. Чтобы устранить перечисленные недостатки, необходимо полученные на заготовительной стадии изделия дополнительно подвергнуть лезвийной обработке [2 - 4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1