Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 5. № 3-4. 2018 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 115 анализ модифицированных слоев показали, что дефектные полости кристаллов борида титана заполнены титановым сплавом (рисунок 1 г). Рис. 1. Микроструктуры модифицированных слоев, полученных методом вневакуумного электронно-лучевого оплавления титанового сплава ВТ6: а – световая микроскопия (10 вес. % карбида бора); б, в – растровая электронная микроскопия (20 вес. % карбида бора); г – просвечивающая электронная микроскопия (15 вес. % карбида бора) Анализ распределения среднего уровня микротвердости по глубине наплавленного слоя показал, что объемная доля упрочняющей фазы напрямую зависит на микротвердость покрытия. Максимальная микротвердость равная 5210 МПа была зафиксирована у образца, полученного при наплавке порошковой смеси в состав которой входит 20 вес. % карбида бора. Снижение концентрации карбида бора до 10 вес. % приводит к уменьшению количества объемной доли упрочняющих частиц, в следствие чего значение микротвердости снижается до 3950 МПа. Для определения износостойкости модифицированных слоев были проведены испытания на трение в условиях воздействия закрепленных абразивных частиц. Анализ полученных результатов показал, что максимальная износостойкость в 1,2 раза выше в сравнении с не модифицированным титановым сплавом ВТ6 была зафиксирована у образца, полученного при наплавке 20 вес. % порошка карбида бора. Выводы Электронно-лучевая обработка в воздушной атмосфере является уникальным и перспективным методом формирования различного рода модифицированных слоев, которые позволяют повысить комплекс эксплуатационных свойств конструкционных материалов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1