Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 5. № 3-4. 2018 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 137 УДК 629.4 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРЫ ТРЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО УЗЛА ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА А. М. МАРКОВ 1 , доктор техн. наук, профессор А. В. ГАБЕЦ 2 , канд. техн. наук, директор по развитию А. В. ИВАНОВ 1 , аспирант Д. А. ГАБЕЦ 1 , аспирант ( 1 АлтГТУ, г. Барнаул, 2 ООО «АСЛЗ», г. Барнаул) Иванов А. В. - 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, e-mail: d.lenya.ne@yandex.ru Фрикционный узел является одним из основных рабочих элементов поглощающего аппарата. От качества его работы напрямую зависит надежность всего аппарата. Исследования, связанные с изучением работы процессов, протекающих в ходе взаимодействия деталей узла и режимных параметров, являются весьма актуальными. Процесс трения между телами сложен по многочисленным факторам, поэтому необходимо проводить ряд испытаний для конкретных материалов и условий работы. Были проведены трибологичеcкие исследования, изучен микрорельеф поверхности трения, а также измерены силовые показатели процесса работы пары трения фрикционного узла. Данная методика позволяет проанализировать характеристики пар трения применяемых в условиях трения скольжения, работающих при высоких удельных нагрузках и высоких скоростях скольжения. Установить зависимости влияния режимных параметров процесса трения на формирование поверхности и спрогнозировать жизненный цикл фрикционного узла. Ключевые слова: Поглощающий аппарат, фрикционный узел, пара трения, трибологические исследования, микрорельеф поверхности Введение Фрикционный узел является одним из основных рабочих элементов поглощающего аппарата. Он принимает на себя большую часть вводимой энергии, путем ее рассеивания и перевода в тепло [1, 2]. От качества его работы напрямую зависит надежность всего аппарата. Повышение поглощающей способности фрикционного узла способствует увеличению энергоемкости всего аппарата [3, 4]. Поэтому исследования связанные с изучением работы процессов, протекающих в ходе взаимодействия деталей узла и режимных параметров, являются весьма актуальными. Так как процесс трения между телами сложен по многочисленным факторам, оказывающим прямое влияние на взаимодействие, то необходимо проводить ряд испытаний для конкретных материалов и условий работы [5]. Поэтому были проведены трибологичекие исследования, изучен микрорельеф поверхности трения, а также измерены силовые показатели процесса работы пары трения фрикционного узла поглощающего аппарата ПМКП-110. Фрикционный узел является одним из основных рабочих элементов поглощающего аппарата. Он принимает на себя большую часть вводимой энергии, путем ее рассеивания и перевода в тепло [1, 2]. От качества его работы напрямую зависит надежность всего аппарата. Повышение поглощающей способности фрикционного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1