Actual Problems in Machine Building 2018 Vol. 5 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 5. № 3-4. 2018 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 141 коэффициента трения и износостойкости. Дальнейшее увеличение частоты вращения приводит к снижению коэффициента трения. Это связано с перегревом поверхности трения и расплавлением таких компонентов, входящих в композицию как олово и свинец. Данный процесс позволяет повысить износостойкость материала, однако, снижает его поглощающую способность. Снижение частоты вращения приводит к остыванию поверхности контакта и, как следствие, к повышению коэффициента трения. Однако его значения значительно выше участка приработки, несмотря на то, что температура в начале процесса ниже. Поэтому можно сказать о том, что на начальном этапе происходило формирование пятна контакта, а в конце процесса уже происходит образование рабочего слоя с высокими характеристиками процесса [13]. Рис. 9. Образец диска Рис. 10. Образец пластинки Изучение микрорельефа рабочей поверхности после проведения испытаний проводили на профилометре Hommelwerke waveline 20 (рис. 11). Данные исследования позволяют оценить зависимость коэффициента трения от шероховатости поверхности. В первом случае при силе в 300 Н шероховатость равна 1,7 мкм, во втором при силе в 500 Н шероховатость равна 1,9 мкм, в третьем случае при силе в 700 Н шероховатость равна 2,7 мкм (рис. 12). Рис. 11. Профилометр Hommelwerke waveline 20 Рис. 12. Профилограмма поверхности Рассмотрев показатели коэффициента трения, шероховатости и силы прижатия для каждого эксперимента, можно сказать о том, что с увеличением нагрузки происходит увеличение коэффициента трения. Это происходит за счет увеличения шероховатости поверхности путем адгезии между поверхностями и выкрашивания компонентов входящих в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1