Actual Problems in Machine Building 2019 Vol. 6 No. 1-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 6. № 1-4. 2019 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 133 подтверждается исследованием элементного состава шлифовальных головок и обработанных поверхностей твердосплавных пластин. На рисунке 3 предложена и показана схема взаимодействия шлифовальной головки и твердосплавной пластины в процессе обработки, а схема и результаты массопереноса в процессе затачивания твердосплавной пластины GC1105 представлена на рисунке 4. Подобная картина наблюдается и при исследовании других марок твердого сплава, таких как: ВК6ОМ, ВК10ХОМ, GC1115 и GC1105. Рис. 3. Схема взаимодействия шлифовальной головки и твердосплавной пластины в процессе обработки Из схемы видно, что при взаимодействии шлифовальной головки, имеющей алмазные зерна ( C ) и зерна из карбида кремния ( SiC ), и твердосплавной пластины, состоящей из карбида вольфрама ( WC ) и кобальта ( Co ) происходит взаимный перенос элементов, что подтверждается элементным анализом до и после обработки. При этом, повышение температуры приводит к окислению поверхностного слоя твердосплавной пластины и формированию оксидных соединений. Результаты и обсуждение В поверхностном слое СТП наблюдается кислород O до 1% в исходном, спеченном состоянии и при затачивании со скоростью свыше 300 м/с, что говорит об минимальном количестве оксидных соединений и может свидетельствовать о наличии кислорода в свободном состоянии. При затачивании на классических режимах, в том числе с применением СОЖ содержание кислорода O находится в пределах 1,5…6%, а также происходит снижение процентного содержания кобальта Co в 1,55 раза и повышение в 1,21 раза при сверхскоростном затачивании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1