Actual Problems in Machine Building 2019 Vol. 6 No. 1-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 6. № 1-4. 2019 Технологическое оборудование, оснастка и инструменты ____________________________________________________________________ 155 УДК 629.3.08 МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШАРНИРНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ MATHCAD А.Н. НОВИКОВ, доктор техн. наук, профессор М.Д. ТЕБЕКИН, канд. техн. наук, ст. преподаватель (ОГУ им И.С. Тургенева, г. Орел) Тебекин М.Д. - 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, e-mail : tebekin_maksim@mail.ru Проанализирована математическая модель изменения технического состояния шарнирного элемента транспортной машины в условиях стендовых исследований в программной среде MathCAD. Установлены допущения и ограничения, характерные для разрабатываемой математической модели. После внесения всех ограничений, условий и составления программы изменения технического состояния шарнирного элемента подвески транспортной машины при диагностировании на стенде, получаем графики зависимости виброускорения от времени, а так же влияние коэффициентов жесткости и упругости на форму полученных графиков. Совместный анализ теоретических и экспериментальных данных показал, что вибрационный способ позволяет с высокой достоверностью определять осевой зазор в шаровом шарнире. Ключевые слова: осевой зазор, диагностирование, математическая модель, шаровой шарнир, виброускорение, программный комплекс Введение Надежность несущих узлов и элементов ходовой части транспортных машин, в частности подвески, является важным параметром определяющим безопасность движения, управляемость, плавность хода, активную безопасность и утомляемость водителя. Все эти качества в значительной степени снижаются при возрастании зазоров в подвижных сопряжениях элементов подвески. Моделирование изменения технического состояния, в частности шарнирного элемента подвески транспортной машины на диагностическом стенде, позволяет установить взаимосвязь между величиной виброускорения возникающего в шарнирном сочленении от величины зазора межу рабочими элементами в сочленении. Применение программного комплекса MathCAD позволяет графически отобразить зависимость виброускорения как от зазора, так и от других характеристик шарнирного элемента, таких как коэффициент жесткости, упругости и др. Теория Математическая модель исследуемого сопряжения (рисунок 1) включает в себя: - диагностируемую часть, состоящую из блока 3 (направляющий элемент подвески, датчик 7, корпус шарнирного элемента) суммарной массой , сайлент-блока 2 обладающего жесткостью и упругостью, Н/м, и демпфера 8 характеризующегося вязкостным сопротивлением , Нс/м [1-3].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1