Actual Problems in Machine Building 2019 Vol. 6 No. 1-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 6. № 1-4. 2019 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 19 так как эти круги обеспечивают существенное повышения эффективности обработки. В работе [6] отмечается, что по сравнению с кругами из электрокорунда эффективная мощность шлифования при применении алмазных кругов в 1,3 – 1,4 раза меньше, а съем обрабатываемого материала за единицу времени в 1,4 – 8,8 раза. При прочих равных условиях соотношение стоимости шлифования кругами из карбида кремния и алмазным инструментом составляет 12 к 1. В то же время, мнения относительно выбора вида абразива неоднозначны, когда критерием служит волнистость обработанной поверхности. Одни исследователи по- прежнему предлагают использовать алмаз, а другие– кубический нитрид бора (при обработке покрытий из подобного порошка). Как утверждают авторы, последний по сравнению с алмазом имеет большой период стойкости до появления следов вибрации на обработанной поверхности. Противоречивы также рекомендации и по выбору марки связок шлифовального круга, особенно металлических. В одних работах [11, 15] предлагается использовать для обработки интересующих нас покрытий круги на металлических связках. В других [16] утверждается, что шлифование таким инструментом не удовлетворяет некоторым показателям качества обработанной поверхности. Применение алмазных кругов на металлических связках представляет особый интерес, так как они по сравнению с другими обеспечивают наибольшую производительность шлифования [15]. В связи с этим более подробно рассмотрим вопросы обеспечения заданных показателей качества поверхностей. Анализ литературных данных [18] свидетельствует о том, что при шлифовании алмазными кругами на металлической связке достигаются показатели качества, соответствующие практически всем, перечисленные выше, и обеспечиваются: ‒ параметр Ra шероховатости обработанной поверхности находится в пределах 0,1…0,3 мкм; ‒ отсутствуют дефекты на обработанной поверхности напыленного сплава типа ПГ – СР даже при жестких режимах резания ( м/мин, мм/ход, мм); ‒ в поверхностном слое твердосплавных деталей остаточные напряжения сжатия сохраняются на глубине до 100 мкм и упрочняется поверхностный слой. По сравнению с обработкой кругами на органической и керамической связках, прочность при изгибе повышается на 100 МПа. В то же время в работах [16] указывается на ухудшение показателей волнистости обработанной поверхности ( Wz до 20 мкм) при шлифовании кругами на металлической связке. В отличие от применения традиционных шлифовальных кругов здесь отсутствуют систематические исследования, направленные на выработку технологических рекомендаций по снижению волнистости. Нам известна только одна работа, в которой сделана попытка на основе моделирования прогнозировать величину волнистости, но эффективных методов ее снижения не предложено. Выводы Для решения задачи обеспечения требуемых показателей качества интересующих деталей при шлифовании высокопроизводительными кругами на металлической связке необходимо провести комплекс дополнительных исследований, направленных на снижение высоты волнистости обработанной поверхности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1