Actual Problems in Machine Building 2019 Vol. 6 No. 1-4

Actual Problems in Machine Building. Vol. 6. N 1-4. 2019 Innovative Technologies in Mechanical Engineering ____________________________________________________________________ 22 УДК 621.99.02 УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НЕ СОБИРАЕМЫХ ПАР МЕТОДОМ ПЛАВАЮЩИХ НОМИНАЛОВ СОПРЯГАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ В.Б. БОГУЦКИЙ, канд. техн. наук, доцент Л.Б. ШРОН, канд. техн. наук, доцент Э.С. ГОРДЕЕВА, ст. преподаватель (СевГУ, г.Севастополь) Богуцкий В.Б. – 229053, г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33, Севастопольский государственный университет, e-mail : bogutskivb@yandex.ru В производственных условиях сборке деталей в узел сопутствуют не собираемые пары. Увеличение собираемости достигают завышением (занижением) размера одной из деталей, обеспечивая тем самым гарантированный припуск на подгонку. При этом завышенный номинал подгоняемых деталей обеспечивает высокий процент собираемости, но увеличивает трудоемкость подгоночных работ, а заниженный номинал приводит к увеличению количества несобранных пар. Для решения этой проблемы разработан алгоритм назначения технологического размера на подгоняемые при сборке детали. Показано, что еще одним критерием установления номинала подгоняемых деталей могут послужить экономические показатели. Ключевые слова: собираемые пары, припуск на подгонку, подгоняемая деталь, технологическая себестоимость Введение При сборке узлов повышенной точности с подгонкой одной из деталей необходимо решить вопрос о выборе технологического размера подгоняемой детали [1-5]. Поступающие на сборку детали характеризуются присущими им статистическими распределениями размеров функциональных поверхностей. Вследствие неконгруентности распределений размеров входящих в узел деталей, сборке будут сопутствовать не собираемые пары [6-8]. В производственных условиях обычно завышают (занижают) размер одной из деталей, обеспечивая тем самым гарантированный припуск на подгонку. При этом завышенный номинал подгоняемых деталей, хотя и обеспечивает высокий процент собираемости, обуславливает увеличение трудоемкости подгоночных работ. Заниженный номинал повлечет за собой большое количество несобранных пар. Теория и методы При сборке с подгонкой одна из деталей является базовой, вторая - подгоняемой. Базовой деталью целесообразно назначать такую деталь, которую сложнее подвергать подгонке. Например, при сборке подшипниковых узлов базовыми деталями целесообразно выбирать подшипники. Они поступают на предприятие централизованно большими партиями; точность подшипников регламентирована стандартом, они термообработаны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1