Actual Problems in Machine Building 2019 Vol. 6 No. 1-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 6. № 1-4. 2019 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 63 таким образом, определенный уровень поврежденности в металл. Для того, чтобы оценить влияние внесенной поврежденности на значения измеряемых параметров, был проведен аналогичный комплекс измерений по описанным технологиям. Результаты и обсуждение Результаты, приведенные в таблице, демонстрирую высокую чувствительность показателя нелинейности и коэффициента самоорганизации к структурному состоянию металла, что свидетельствует в пользу целесообразности использования технологий ультразвукового контроля (УЗК) технического состояния оборудования в качестве дополнительного экспресс-метода неразрушающего контроля. В качестве практического примера опишем ситуацию с контролем технического состояния шеек коленчатого вала и продлением ресурса двигателя. В [14] показано, время до достижения предельных геометрических параметров шеек коленчатого вала больше чем время прогноза работоспособности по параметру поврежденности шеек коленчатого вала. Следовательно, прежде всего необходимо мониторить поврежденность металла, сканируя шейки вала. О методике продления этих сроков сообщалось в [15], где привлечен метод магнитной памяти металла, основанный на мониторинге собственных магнитных полей рассеяния металла. Однако отсутствие строгой физической модели и определения границ применимости предлагаемого метода МПМ вызывают большие сомнения в однозначности получаемых результатов [16]. Доказанная связь структурных изменений металла с параметрами упругих зондирующих волн позволяет предложить технологию ультразвукового контроля технического состояния оборудования, которая в силу простоты и компактности реализации, применима при ремонте, в «полевых» условиях. На рис.3 показана достоверной оценки поврежденности металла коленчатого вала через «окна» судового двигателя. . Рис.3. Специализированный датчик поврежденности на базе волн Рэлея, установленный на шейке коленчатого вала через «окна» судового двигателя. Выводы Свойства упругих волн проникать во внутреннее пространство практически всех конструкционных материалов и распространятся в них реагируя как на геометрические (размеры и форму частиц, топологию решетки), так и на физические (параметры силовых и моментных взаимодействий между частицами) характеристики позволили разработать технологии ультразвукового контроля технического состояния оборудования. В качестве

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1