Actual Problems in Machine Building 2020 Vol. 7 No. 1-2
Актуальные проблемы в машиностроении. Том 7. № 1-2. 2020 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 15 УДК 621.791 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАЗЕРНОЙ СВАРКИ СПЛАВА Al-Mg-Li С ПРИСАДОЧНОЙ ПРОВОЛОКОЙ * А.Г. МАЛИКОВ, с.н.с., канд. техн. наук А.А. ГОЛЫШЕВ, н.с., канд. физм.-мат. наук И.Е. ВИТОШКИН, лаборант ( ИТПМ СО РАН, г. Новосибирск ) Маликов А.Г. – 630090, г. Новосибирск, ул. Институтская, д. 4/1, Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, e-mail : smalik@ngs.ru Целью данной работы было разработка устройства для подачи проволоки в процессе лазерной сварки. Исследование микроструктуры сварных соединений из Al-Li сплава, полу- ченных, с присадочной проволокой из сплава АМг6, и без неё. Установлено, что при скорости подачи проволоки равной скорости перемещения лазерного излучения получаются качественные сварные швы. Ключевые слова: лазерная сварка, алюминиево-литиевый сплав, присадочная проволока, микроструктура. Введение По оценкам экспертов через 15 лет объем трафика авиационных перевозок увеличится вдвое, что приведет к увеличению выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Одним из путей снижения выбросов самолетами загрязняющих веществ в атмосферу является применение в конструкции фюзеляжа и крыла самолета более лёгких и прочных материалов, а так же замена заклепочного соединения на технологию сварки. При создании авиационно-космической техники широко применяются традиционные алюминиевые сплавы АМг5, АМг6 системы Al-Mg, Д16, 1163 системы Al–Cu–Mg [1]. С развитием авиационно-космической промышленности, требования к легким и высокопрочным конструкциям становятся все выше и выше, чтобы увеличить полезную нагрузку и эффективность использования топлива. На сегодняшний день созданы высокопрочные алюминиево-литиевые сплавы (Al-Mg-Li, Al- Cu - Mg- Li, Al-Cu-Li), имеющие пониженную плотность по сравнению с традиционными алюминиевыми сплавами за счет применения лития при этом увеличивается жесткость прочность, коррозионная стойкость [2-3]. Коррозионностойкие алюминиево-литиевые сплавы1420, 1424 (система Al-Mg-Li) являются наиболее перспективными сплавами для замены традиционных сплавов АМг6 и АМг5 (система Al-Mg) [3]. Данные Al-Li сплавы относится к второму поколению. Изменяя соотношение Mg и Li в сплаве, а так же применяя специальную термомеханическую обработку, можно регулировать количество мелкодисперсных упрочняющих фаз δ ʹ (Al 3 Li) и тройных метастабильных фаз S 1 (Al 2 MgLi), тем самым изменять прочность и пластичность. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новосибирской области в рамках Проекта № 19-41-540008 р_а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1