Actual Problems in Machine Building 2020 Vol. 7 No. 1-2

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 7. № 1-2. 2020 Инновационные технологии в машиностроении ____________________________________________________________________ 69 УДК 621.9(045) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОЧНОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ОТВЕРСТИЙ ТОНКОСТЕННЫХ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ А. М. ФИРСОВ, канд. техн. наук, доцент А.Г. ОВЧАРЕНКО, доктор техн. наук, профессор В.В. СМИРНОВ, канд. техн. наук, доцент А.Н. РОМАШЕВ, канд. техн. наук, доцент (БТИ АлтГТУ, г. Бийск) Фирсов А.М. – 659305, Алтайский край, г. Бийск, ул.Трофимова, 27, Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ им. И.И. Ползунова, е-mail : tmk@bti.secna.ru В статье проведен анализ причин формирования отклонений размеров и формы отверстий корпусных деталей с тонкими стенками переменной толщины. Выявлены основные факторы, влияющие на эти отклонения. Предложен подход по определению величины отклонений размеров и формы отверстий с учетом упругих и тепловых деформаций элементов технологической системы. Получены зависимости, которые могут быть использованы в качестве составной части информационной поддержки САПР ТП механической обработки корпусных деталей с тонкими стенками переменной толщины. Ключевые слова: тонкостенная корпусная деталь, базовое отверстие, точность, отклонение размеров и формы, упругие деформации, тепловые деформации, САПР ТП, информационная поддержка. Введение Выпуск конкурентоспособной продукции одна из задач современного машиностроения, которое характеризуется широкой номенклатурой выпускаемых изделий. Известно, что более 80% машиностроительной продукции выпускается в условиях серийного производства. Конкурентоспособность обеспечивается высоким качеством и своевременным выпуском продукции на рынок. Качество машиностроительной продукции оценивается на этапе эксплуатационного периода жизненного цикла изделия и определяется качеством деталей и узлов, входящих в изделие [1–4]. Одними из таких деталей являются корпуса, в базовых отверстиях которых монтируются в определенной взаимосвязи детали и узлы, то есть отверстия выполняют функцию опорных или направляющих поверхностей и подвергаются силовому, температурному, фрикционному воздействию и, во многом, определяют долговечность работы корпуса. Поэтому при изготовлении корпусных деталей необходимо обеспечивать повышенные требования к качеству этих отверстий по точности размеров, отклонению формы, волнистости, шероховатости и износостойкости поверхности [5, 6]. Так как заготовки для корпусных деталей это, в основном, отливки, то структура их материала неоднородна как в партии, так и у одной заготовки. Это особенно проявляется у заготовок корпусов с тонкими стенками и переменной толщиной стенок. К таким корпусным деталям относится большая группа корпусов цилиндров двигателей, компрессоров, пневмо– и гидроаппаратуры и др. Такие детали, для облегчения массы изделий, изготавливаются из легких сплавов – алюминиевых, магниевых. Колебание механических свойств материала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1