Actual Problems in Machine Building 2020 Vol. 7 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 7. № 3-4. 2020 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 71 Источники [11] показывают, что наиболее перспективные современные антифрикционные материалы для тяжело нагруженных подшипников скольжения имеют строение, изображенное на рисунке 1. Рис.1. Модель строения антифрикционного материала с переходными слоями в железной и медной фазах (а) и с переходными слоями в железной и медной фазах и твердым износостойким слоем в железной фазе (б) [11] Высокие показатели прочности и износостойкости материала достигаются за счет твердой и износостойкой фазы, которая играет роль каркаса, а высокую теплопроводность и низкий коэффициент трения обеспечивает материалу пластичная фаза, которая располагается в межзеренном пространстве каркаса. При этом между этими фазами происходит диффузионное взаимодействие, которое формирует переходные слои на межфазной границе (см. рисунок 1) [11-12]. Анализ имеющихся на данный момент технологий показывает, что большими возможностями в создании металлических композиционных материалов обладают технологии порошковой и гранульной металлургии. С помощью таких технологий, а так же благодаря методу реакционного механического легирования в аттриторах [13-16], появляется возможность получения материалов с заданными характеристиками, высокой фазовой и структурной стабильностью при одновременно чрезвычайно высокой температуре рекристаллизации, достигающей до 0,92 от температуры плавления меди (1083 о С), что объясняется, прежде всего, характером взаимодействия тонкодисперсных частиц с движущимися дислокациями. При этом определяется линейная зависимость прироста прочности такого материала от обратной величины среднего межчастичного расстояния.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1