Actual Problems in Machine Building 2020 Vol. 7 No. 3-4

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 7. № 3-4. 2020 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 73 Для определения механических свойств разработанного антифрикционного материала системы Cu-Sn-Al-MoS 2 -C-O получали методом порошковой металлургии цилиндрические образцы диаметром 15 мм и высотой 20 мм, которые затем подвергали сжатию согласно ГОСТ 25.503—80 на универсальной испытательной машине 1958У-10 при двух температурах: при комнатной температуре и при 200 °С. Для определения твердости применяли метод Бринелля ГОСТ 9012-59 с использованием твердомера марки ТШ-2М. Триботехнические испытания с целью определения коэффициента трения производили в соответствии с рекомендациями ГОСТ 26614 и Р 50-54-62-88 по схеме «вал – частичный вкладыш» («ролик – колодка»), используя модернизированную машину трения СМЦ-2. Микроструктуру материала исследовали на шлифах с использованием металлографического микроскопа Альтами МЕТ1 и фотографировали ее с помощью фотоприставки PowerShot A640 Canon. Размеры упрочняющих частиц в разработанном антифрикционном материале определяли путем приготовления из материала шлифов на шлифовально-полировальном станке модели ПОЛИЛАБ-П22Д с последующим травлением 5%-ым раствором хлорного железа (FeCl 3 ) в спирте, последующего изготовления фольги и дальнейшему просвечиванию ее на электронном микроскопе ЭМВ-100Л. Результаты и обсуждение Предел текучести при сжатии разработанного антифрикционного материала был равен 370 МПа, а значение предела прочности материала при сжатии составило 680 МПа. Согласно проведенным испытаниям, разрушение материала происходит при осадке на 30% от первоначальной толщины (высоты). Предел текучести данного материала при температуре 200°С равен 325 МПа, что говорит о том, что материал сохраняет высокие прочностные свойства и при температуре 200 о С. Такие свойства материала обеспечены не только благодаря сбалансированно подобранному составу, но и применением для его получения реакционного механического легирования в аттриторах, а так же технологий порошковой и гранульной металлургии, позволяющих получить структуру материала (рис. 2), максимально приближенную к структуре перспективных антифрикционных материалов (см. рис. 1). Рис. 2. Микроструктура композиционного порошкового антифрикционного материала системы Cu-Sn-Al-MoS 2 -C-O

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1