Actual Problems in Machine Building 2021 Vol.8 N1-2

Актуальные проблемы в машиностроении. Том 8. № 1-2. 2021 Материаловедение в машиностроении ____________________________________________________________________ 81 наводороживание, а также после режимов, рекомендованных ГОСТ 1583-93. Снижение способности к расширению исследуемых поршней, других деталей из сплавов типа АК позволит улучшить ряд эксплуатационных характеристик, в том числе снизить падение мощности при высоких температурах, уменьшить расход топлива и износ деталей шатунно-поршневой группы, а также их заедание и стуки при холодном пуске двигателя. Применение предлагаемого решения не вызывает технических затруднений и не требует больших затрат для машиностроительных предприятий, имеющих гальванические цеха или участки, а сокращение времени и снижение температуры старения даст экономию энергоресурсов. Выводы 1. Разработаны способы термической обработки, способные ускорять процессы распада твердого раствора при старении ряда алюминиевых сплавов, за счет использования электролитического наводороживания или среды, в которой проводится старение (пары водного раствора карбамида). Таблица 3 Свойства поршневых силуминов системы Al-Si-Cu в термически обработанном состоянии по различным режимам Сплав Режим обработки Средний ТКЛР в интервале температур, α·10 6 , град -1 в интервале °С Твердость, HRB 20-150 150-300 300-450 АК5М2 Закалка, 525 °С, 3 ч, Н 2 О, старение, 250°С, 5 ч 17,7 21,2 23,2 50 Закалка, 525 °С, 3 ч, Н 2 О, ЭН 15 мин., старение, 200°С, 3 ч 17,0 19,5 21,6 51 АК5М7 Закалка, 490 °С, 5 ч, Н 2 О, старение, 185°С, 3 ч 17,3 20,2 20,7 62 Закалка, 490 °С, 3 ч, Н 2 О, ЭН 30 мин., старение, 150°С, 3 ч 17,1 20,0 20,0 64 Примечание: ЭН – электролитическое наводороживание 2. Предложенные способы термической обработки сплавов систем Al-Si, Al-Si-Cu снижают значения ТКЛР с одновременным или некоторым повышением прочностных характеристик поршней двигателей в сравнении со стандартными режимами, что позволит улучшить ряд их эксплуатационных параметров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1