Obrabotka Metallov 2013 No. 2

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ № 2 (59) 2013 14 ОБОРУДОВАНИЕ. ИНСТРУМЕНТЫ УДК 621.01 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИБРАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ СОСТАВНОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА С УЧЕТОМ ЖЕСТКОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБОДА А.М. МЕДВЕДЕВ, канд. техн. наук, доцент Г.В. ЛИТОВКА, доктор техн. наук, профессор ( Амурский государственный университет, г. Благовещенск ) Статья поступила 20 февраля 2013 года Медведев А.М. – 675027, г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, 21, Амурский государственный университет, e-mail: design@amursu.ru Рассмотрен комплексный подход при проектировании средств борьбы с возникновением и распростра- нением структурного шума в приводных устройствах технологического оборудования. Выполнены теоре- тические исследования, позволяющие на ранних стадиях проектирования механических передач снизить шум путем увеличения виброизолирующей способности зубчатых колес. Снижение шума реализовано за счет снижения амплитуды звуковой волны в конструкциях составных зубчатых колес механических приво- дов станков. В результате упругих деформаций прокладок и втулок обеспечивается не только самоустановка зубчатого венца от действия возникающих в зацеплении динамических нагрузок, но и их активное гашение. Для оценки изменения уровня вибраций на ступице составного зубчатого колеса, вызванного переходом к неабсолютно жесткому ободу от абсолютно жесткого, необходимо учесть изменение характеристик самого обода составного колеса как источника возмущений. Ключевые слова: технологическое оборудование, механический привод, структурный шум, составные зубчатые колеса, коэффициент эффективности вибрационной защиты. Введение Для современной экономики развитых стран характерен высокий удельный вес машиностро- ительного производства, которое служит основ- ным исходным звеном в создании различных машин и механизмов. В то же время оно явля- ется одним из травмоопасных среди основных отраслей промышленности. Основные причины этого – наличие ряда неблагоприятных факторов среды, особенно шумов и вибраций оборудова- ния. Механический привод является одним из источников повышенной виброакустической ак- тивности и оказывает существенное влияние на обеспечение динамического качества станка. Проблема проектирования малошумных ма- шин и оборудования является достаточно слож- ной и многоплановой. Множество различных факторов, характеризующих условия работы зубчатых передач, сложные закономерности тео- рии колебаний и упругости пространственных систем до настоящего времени не позволили на основе обобщения всех отдельных наблюдений и исследований создать единые методики рас- четной количественной оценки влияния каждо- го из этих факторов, а особенно их сочетаний на вибрационные процессы и нагруженность элементов зубчатых сопряжений и далее на ви- броакустическую активность и долговечность зубчатых передач. Следует отметить, что сред- ства снижения вибрации и воздушного шума, применяемые после окончания общего проекти- рования, во многих случаях лишь частично ре- шают поставленную задачу и требуют больших затрат. Значительный эффект снижения уровней вибрации и шума с меньшими затратами можно получить, если уже на ранних стадиях проекти- рования судов учесть акустические требования и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1